МурманшельфИнфо. 2015, N 1 (26).
в рамках округа может привести к сокраще нию намеченной инфраструктуры. В этой связи реализация масштабной ин теграции экономики и транспортной ин фраструктуры ЯНАО в функционирование СМП требует детального исследования. Требуется проанализировать развитие эко номики и политики ЯНАО в ходе освое нии СМП и перенять уже имеющийся опыт у других регионов, таких как Мурман ская, Архангельская области, (п. Услуга), с целью предотвращения предполагаемых рисков. Касаемо внутренних рисков округа, его выход в СМП дает возможность за воза, например с Китая или Норвегии недорогих строительных товаров, что в среднесрочном будущем может отрица тельно повлиять на диверсификацию эконо мики региона за счет разного рода эффектов замещения отечественного снабжения2. Кро ме того, отдалённость строящихся портов от базовых городов и их несвязность постоянно действующими сухопутными транспортны ми коммуникациями являются важнейшими препятствиями для развития многофункци ональной морской инфраструктуры округа. Целесообразно приложить возможные усилия для скорейшего строительства и расширения связывающих сухопутных ком муникаций, играющих огромную роль в раз витии, именно, многофункциональной пор товой инфраструктуры. Перспектива развития сухопутных ком муникаций в автономном округе, видится в строительстветранспортныхлиний в рамках проекта «Северный широтный ход»3. Общий суммарный объем грузов по северному ши ротному ходу составит от 20 до 23 млн. тонн. Северный широтный ход сможет не только реализовать транспортные потоки СМП, но также и разгрузить Свердловскую железную дорогу. Без реализации этого проекта освоение СМП может потерять значение для диверси фикации экономики округа. Что касается способствующих факторов развитию ЯНАО в освоении СМП, то уже можно говорить, что осуществляемое стро ительство специализированных разгрузоч ных причалов в порту Сабетта, почти в один километр, создаст возможность увеличения номенклатуры товаров и рынков сбыта, что, в свою очередь, приведет в рамках регио 2 •Так на сегодня для строительства порта Саббеты выгодней везти щебень из Китая и Норвегии, не смотря на имеющийся дробильно-сортировочный комплекс щебня в регионе (п.Харп). 3 ■Дорога (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево) составит 707 километров. November, 2015 • №1 (26) • Murmanshelfinfo на к расширению международных связей. Уже сейчас, мы наблюдаем сотрудничество китайских, французских и отечественных специалистов в рамках проекта Ямал СПГ. Это свидетельствует о начале формирова ния новых международных экономических и политических связей округа на базе исполь зования СМП. Необходимое детерминирова ние этих связей для общего понимания роли ЯНАО в функционировании СМП и транс портной политики АЗРФ и России в целом поднимает актуальность научных и логисти ческих изыскательств в этом направлении. Взаключении стоит отметить первостепен ную необходимость определения способно сти округа осуществить поставленные зада чи в обеспечении освоения СМП и развития нового для нефтегазовой экономики округа транспортного кластера на уровне таких регионов, как Мурманская и Архангельская области. Необходимо уже сейчас выявить позитивные и, в большей степени, негатив ные факторы вовлечения ЯНАО в СМП с це лью прогнозирования вероятностных ри сков для развития округа и освоения СМП в целом. ■ Литература 1. Ольшевский А. Н. Организация плава ния судов в акватории Северного морского пути / Информационное агентство «ПРоА- том» [Электронный ресурс] / Режим доступа: h ttp ://www .p roa tom .ru /m odu les .php?n am e= News&file=article&sid=4901, свободный. Дата обращения: 24.02.2014. 2. Кодекс торгового мореплавания Рос сийской Федерации от 30.04.1999 г. N 81 -ФЗ (ред. от 03.02.2014). Ст. 5.1; Правила плава ния в акватории Северного морского пути (утв. 17 янв. 2012 г.) / / Администрация Се верного морского пути [Электронный ре сурс] / Режим доступа: h ttp ://www .ns ra .ru /ru / pravila_plavaniya, свободный. Дата обраще ния: 26.02.2014. 3. Сиваков Д.О. Водное право: Учеб- но-практическое пособие / Д.О. Сиваков. М.: Юстицинформ, 2007. С. 296. 4. Карпов В.П. Северный морской путь — инструмент освоения Арктики / / В.П. Карпов. Уральский исторический вестник. 2014. № 2 (43). С. 108-114. 5. Статистические данные по морским пор там Арктического бассейна URL: h ttp ://w w w . mo rflo t.ru /reestr_mp / 6. Якунин В. И. Политология транспорта. Политические измерения транспортного развития. / / В. И. Якунин. М.: Издательство «Экономика», 2006. С. 432____________________ 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz