МурманшельфИнфо. 2015, N 1 (26).

в рамках округа может привести к сокраще­ нию намеченной инфраструктуры. В этой связи реализация масштабной ин­ теграции экономики и транспортной ин­ фраструктуры ЯНАО в функционирование СМП требует детального исследования. Требуется проанализировать развитие эко ­ номики и политики ЯНАО в ходе освое­ нии СМП и перенять уже имеющийся опыт у других регионов, таких как Мурман­ ская, Архангельская области, (п. Услуга), с целью предотвращения предполагаемых рисков. Касаемо внутренних рисков округа, его выход в СМП дает возможность за­ воза, например с Китая или Норвегии недорогих строительных товаров, что в среднесрочном будущем может отрица­ тельно повлиять на диверсификацию эконо ­ мики региона за счет разного рода эффектов замещения отечественного снабжения2. Кро­ ме того, отдалённость строящихся портов от базовых городов и их несвязность постоянно действующими сухопутными транспортны­ ми коммуникациями являются важнейшими препятствиями для развития многофункци­ ональной морской инфраструктуры округа. Целесообразно приложить возможные усилия для скорейшего строительства и расширения связывающих сухопутных ком­ муникаций, играющих огромную роль в раз­ витии, именно, многофункциональной пор­ товой инфраструктуры. Перспектива развития сухопутных ком­ муникаций в автономном округе, видится в строительстветранспортныхлиний в рамках проекта «Северный широтный ход»3. Общий суммарный объем грузов по северному ши­ ротному ходу составит от 20 до 23 млн. тонн. Северный широтный ход сможет не только реализовать транспортные потоки СМП, но также и разгрузить Свердловскую железную дорогу. Без реализации этого проекта освоение СМП может потерять значение для диверси­ фикации экономики округа. Что касается способствующих факторов развитию ЯНАО в освоении СМП, то уже можно говорить, что осуществляемое стро­ ительство специализированных разгрузоч­ ных причалов в порту Сабетта, почти в один километр, создаст возможность увеличения номенклатуры товаров и рынков сбыта, что, в свою очередь, приведет в рамках регио­ 2 •Так на сегодня для строительства порта Саббеты выгодней везти щебень из Китая и Норвегии, не смотря на имеющийся дробильно-сортировочный комплекс щебня в регионе (п.Харп). 3 ■Дорога (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево) составит 707 километров. November, 2015 • №1 (26) • Murmanshelfinfo на к расширению международных связей. Уже сейчас, мы наблюдаем сотрудничество китайских, французских и отечественных специалистов в рамках проекта Ямал СПГ. Это свидетельствует о начале формирова­ ния новых международных экономических и политических связей округа на базе исполь­ зования СМП. Необходимое детерминирова­ ние этих связей для общего понимания роли ЯНАО в функционировании СМП и транс­ портной политики АЗРФ и России в целом поднимает актуальность научных и логисти­ ческих изыскательств в этом направлении. Взаключении стоит отметить первостепен­ ную необходимость определения способно­ сти округа осуществить поставленные зада­ чи в обеспечении освоения СМП и развития нового для нефтегазовой экономики округа транспортного кластера на уровне таких регионов, как Мурманская и Архангельская области. Необходимо уже сейчас выявить позитивные и, в большей степени, негатив­ ные факторы вовлечения ЯНАО в СМП с це­ лью прогнозирования вероятностных ри­ сков для развития округа и освоения СМП в целом. ■ Литература 1. Ольшевский А. Н. Организация плава­ ния судов в акватории Северного морского пути / Информационное агентство «ПРоА- том» [Электронный ресурс] / Режим доступа: h ttp ://www .p roa tom .ru /m odu les .php?n am e= News&file=article&sid=4901, свободный. Дата обращения: 24.02.2014. 2. Кодекс торгового мореплавания Рос­ сийской Федерации от 30.04.1999 г. N 81 -ФЗ (ред. от 03.02.2014). Ст. 5.1; Правила плава­ ния в акватории Северного морского пути (утв. 17 янв. 2012 г.) / / Администрация Се­ верного морского пути [Электронный ре­ сурс] / Режим доступа: h ttp ://www .ns ra .ru /ru / pravila_plavaniya, свободный. Дата обраще­ ния: 26.02.2014. 3. Сиваков Д.О. Водное право: Учеб- но-практическое пособие / Д.О. Сиваков. М.: Юстицинформ, 2007. С. 296. 4. Карпов В.П. Северный морской путь — инструмент освоения Арктики / / В.П. Карпов. Уральский исторический вестник. 2014. № 2 (43). С. 108-114. 5. Статистические данные по морским пор­ там Арктического бассейна URL: h ttp ://w w w . mo rflo t.ru /reestr_mp / 6. Якунин В. И. Политология транспорта. Политические измерения транспортного развития. / / В. И. Якунин. М.: Издательство «Экономика», 2006. С. 432____________________ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz