МурманшельфИнфо. 2015, N 1 (26).

ARCTIC LOGISTICS ЛОГИСТИКА В АРКТИКЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ЕГО РОЛЬ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Руслан ИЛЬЯСОВ младший научный сотрудник сектора политической географии отдела регионоведения ГКУЯНАО «Центра изучения Арктики» Как известно из истории, морские пути были и являются государствообразующими факторами, а силы, контролирующие путь, получают наибольшее геополитическое пре­ восходство. Происходящие события вокруг Северного морского пути (СМП) при условии его дальнейшего освоения могут привести к подобным геополитическим явлениям. Очевидно, что освоение СМП зависит от политической воли государства и способно­ сти регионов АЗРФ, в частности от способ­ ности их экономик и транспортной инфра­ структуры. Здесь, собственно, и актуализируется роль Ямало-Ненецкого автономного округа в ос­ воении и формировании СМП. Важным фактором роли автономного округа в освоении СМП является его геогра­ фическое положение. Округ расположен в центральной части Арктической зоны РФ, что повышает его значение во внешнеторго­ вых связях страны. За счет своей географически удобной цен­ тральной позиции ЯНАО рассматривается в качестве нового многофункционально­ го международного транспортно-узлового пункта. Такое позиционирование ЯНАО ме­ няет представление об округе как о внутри- российской периферии, оторванной от об­ щемировых центров. Если рассматривать ЯНАО и СМП во вза­ имодействия, то, кратко можно констатиро­ вать, что первостепенная роль ЯНАО заклю­ чается в наполняемости товаропотока по СМП за счет экспортируемых углеводоро­ дов. И в значимости его портов как опорных пунктов для транзитного плавания судов по СМП. Для этих целей в ЯНАО, реализуется стро­ ительство многофункционального морского порта Сабетта (первоначально планировал­ ся, как моно порт (терминал) для отгрузки СП Г)1. Порт в рамках региона рассматрива­ ется как важный транспортный узел, распре­ деляющий товаропотоки и как необходимый толчок для формирования самостоятельной отрасли, диверсифицирующей нефтегазо­ вую экономику округа. Однако нефтегазовая зависимость эконо­ мики округа и позиции топливно-энергети­ ческих компаний вынуждают в рамках осво­ ения СМП ориентироваться исключительно на его экспортный потенциал, который не требует многофункциональных портов для обслуживания перевалки судов транзитного плавания. Вследствие этого есть риск в рам­ ках региона искусственной необходимости строительства многофункционального пор­ та. Такое строительство, в конечном счете, 1•Постановления Губернатора ЯНАО от 25 декабря 2013 г. N 203-ПГ«Об утверждении инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». И Ноябрь, 2015 • №1 (26) • Мурманшельфинфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz