МурманшельфИнфо. 2015, N 1 (26).
ARCTIC LOGISTICS ЛОГИСТИКА В АРКТИКЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ЕГО РОЛЬ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Руслан ИЛЬЯСОВ младший научный сотрудник сектора политической географии отдела регионоведения ГКУЯНАО «Центра изучения Арктики» Как известно из истории, морские пути были и являются государствообразующими факторами, а силы, контролирующие путь, получают наибольшее геополитическое пре восходство. Происходящие события вокруг Северного морского пути (СМП) при условии его дальнейшего освоения могут привести к подобным геополитическим явлениям. Очевидно, что освоение СМП зависит от политической воли государства и способно сти регионов АЗРФ, в частности от способ ности их экономик и транспортной инфра структуры. Здесь, собственно, и актуализируется роль Ямало-Ненецкого автономного округа в ос воении и формировании СМП. Важным фактором роли автономного округа в освоении СМП является его геогра фическое положение. Округ расположен в центральной части Арктической зоны РФ, что повышает его значение во внешнеторго вых связях страны. За счет своей географически удобной цен тральной позиции ЯНАО рассматривается в качестве нового многофункционально го международного транспортно-узлового пункта. Такое позиционирование ЯНАО ме няет представление об округе как о внутри- российской периферии, оторванной от об щемировых центров. Если рассматривать ЯНАО и СМП во вза имодействия, то, кратко можно констатиро вать, что первостепенная роль ЯНАО заклю чается в наполняемости товаропотока по СМП за счет экспортируемых углеводоро дов. И в значимости его портов как опорных пунктов для транзитного плавания судов по СМП. Для этих целей в ЯНАО, реализуется стро ительство многофункционального морского порта Сабетта (первоначально планировал ся, как моно порт (терминал) для отгрузки СП Г)1. Порт в рамках региона рассматрива ется как важный транспортный узел, распре деляющий товаропотоки и как необходимый толчок для формирования самостоятельной отрасли, диверсифицирующей нефтегазо вую экономику округа. Однако нефтегазовая зависимость эконо мики округа и позиции топливно-энергети ческих компаний вынуждают в рамках осво ения СМП ориентироваться исключительно на его экспортный потенциал, который не требует многофункциональных портов для обслуживания перевалки судов транзитного плавания. Вследствие этого есть риск в рам ках региона искусственной необходимости строительства многофункционального пор та. Такое строительство, в конечном счете, 1•Постановления Губернатора ЯНАО от 25 декабря 2013 г. N 203-ПГ«Об утверждении инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». И Ноябрь, 2015 • №1 (26) • Мурманшельфинфо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz