МурманшельфИнфо. 2012, N 3 (21).

Использование Севморпути (СМП) имеет, без- условно, ряд преимуществ: быстрая доставка грузов в Азию (маршрут в Китай становится короче на 3-4 000 миль) и отсутствие пиратов, которые в последнее время делают путь через Суэцкий канал и около берегов Африки опасным для перевозки грузов. Но у СМП, как у транспортной магистрали, есть и ряд сложностей. Это, в первую очередь, связано с тем, что Арктика – крайне сложный регион со льдами и непредсказуемостью времени доставки грузов, а также представляющий опас- ность как для судов и людей, на них работающих, так и для морской среды. По данным ФГУП «Атомфлот», в 2010 году по маршруту СМП было совершено четыре тран- зитных рейса и перевезено 111 000 тонн грузов, хотя мощности и ледоколы предприятия по- зволяют перевозить порядка восьми миллионов тонн грузов в год. Новая нормативная база для СМП Ñ òî÷êè çðåíèÿ íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ, ñåãîäíÿ ïëàâàíèå ïî àêâàòîðèè ÑÌÏ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ïðèêàçà Ìèíèñòåðñòâà Ìîðñêîãî Ôëîòà, óòâåðæ- äàþùåãî ïðàâèëà ïëàâàíèÿ ïî ÑÌÏ. Ýòîò ïðèêàç, êîòîðîìó áîëåå 20 ëåò, ïðåäúÿâëÿë îïðåäåëåííûå òðåáîâàíèÿ â ÷àñòè áåçîïàñíîñòè ïëàâàíèÿ è îáåñïå÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè ìîð- ñêîé ñðåäû îò çàãðÿçíåíèÿ ñóäîâ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû óðåãóëèðîâàòü ïëàâàíèå ïî àêâàòîðèè ÑÌÏ ñ ó÷åòîì íîâûõ òåõíîëîãèé è ñîâðåìåííîé íîðìàòèâ- íî-ïðàâîâîé áàçû, â êîíöå èþëÿ 2012 ãîäà ÃîñÄóìà ÐÔ ïðè- íÿëà, à Ïðåçèäåíò Ïóòèí ïîäïèñàë çàêîí î Ñåâìîðïóòè, êî- òîðûé âñòóïèò â ñèëó â ÿíâàðå 2013 ãîäà. Çàêîí ðåãóëèðóåò è ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûå îòíîøåíèÿ ó÷àñò- íèêîâ äâèæåíèÿ, â òîì ÷èñëå óñëîâèÿ ïðåäîñòàâëåíèÿ óñëóã ïî ëåäîêîëüíîé ïðîâîäêå, ïî ëîöìàíñêîé ïðîâîäêå, ïî îêàçàíèþ ïîìîùè â ñóäîâîæäåíèè, à òàêæå ïî îðãàíèçàöèè ñâÿçè. Севморпуть: перспективы и вызовы Northern Sea Route: prospects and challerges September 2012 ¹ 3 (21) MurmanshelfInfo 35 Анна КИРЕЕВА, журналист Anna KIREEVA, journalist The use of the Northern Sea Route (NSR) or the Northeast Passage (NEP) undoubtedly has a number of advantages, such as fast delivery of cargo to Asia (route to China shortens by 3 000 – 4 000 miles) and absence of pirates, who lately make a way through the Suez Canal and near the coast of Africa dangerous for the transportation of goods. However NSR as a traffic artery has several complications. Firstly, this is due to the fact that the Arctic is an extremely difficult region covered with ice and with unpredictable time of shipping cargo, besides, threatening both for vessels and people working there and for marine environment. According to the Federal State Unitary Enterprise (FSUE) Atomflot by the NSR were performed four transit passages and transported 111,000 tons of cargo in 2010, even though the power and icebreakers of the company allow carrying around eight million tons of cargo a year. New regulatory framework for the NSR In terms of the regulatory framework today sailing through the waters of the NSR is based on the order of the Ministry of the Navy, which affirms the regulations of navigation via the NSR. This order, which was made more than 20 years ago, has certain requirements in terms of safety of navigation and contamination prevention of the marine environment. In order to settle the navigation on the waters of the NSR considering new technologies and modern regulatory framework the Russian State Duma passed and President Putin signed a law on the Northern Sea Route at the end of July 2012, which will come into force in January 2013. The law regulates both civil relations of the participants of the movement including the terms of service for breaking, pilotage and assist in navigation and organization of communication.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz