МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

2. Комплексное управление Баренцевоморским регионом Рыболовство и транспорт грузов по Севморпути тра- диционно выделялись в числе наиболее значимых от- раслей морской деятельности в Баренцево-Карском регионе. Сегодня на традиционную основу природо- пользования накладываются развивающиеся виды дея- тельности: разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений, танкерный транспорт углеводородного сырья, переработка газоконденсата, марикультура, ре- креационная деятельность и др. По характеру природопользования, по географиче- скому расположению и охвату пространства нефтегазо- добывающая отрасль может в ближайшее десятилетие стать важнейшей конкурентной составляющей суще- ствующим и перспективным биоресурсным отраслям морского природопользования в Баренцевом море. В транспортных схемах в дополнение к традиционным грузам (металлы, руда, рыба, апатитовый концентрат, генеральные грузы) происходит рост объёмов перевал- ки угля и нефти для вывоза через порты Баренцева, Бе- лого и Карского морей. Судоходные трассы расположены на расстоянии 5-10 миль от берега, а в Кольском и Кандалакшском заливах на расстоянии 1-3 миль от берегов. Учитывая условия плавания и танкерной транспортировки в Баренцевом море, аварийный разлив нефти на разных участках Мур- манского прибрежья может составить от 400 до 1400 т. Опасность для окружающей среды представляют ме- ста концентрации промышленных предприятий и объ- ектов, связанных с транспортировкой и перегрузкой нефтепродуктов, т.е. объектов с повышенным риском аварийных ситуаций. Это порты, рейдовые перегрузоч- ные комплексы Кольского и Кандалакшского заливов. Риск локального загрязнения распространяется практи- чески на всё побережье этих водоёмов. Наиболее ве- роятным результатом аварийного разлива нефти будет загрязнение литоральных отмелей и прибойные зоны. Это в большинстве случаев уникальные биотопы с эн- демичной арктической флорой и фауной, места посто- янного обитания морских и околоводных птиц, морских млекопитающих. Нерегулируемая межведомственная конкуренция за использование арктического шельфа в Баренцево- Карском регионе повышает экологические и хозяйствен- ные риски, обостряет проблемы управления морским природопользованием в Баренцевом море. Области влияния так называемых «внутриотраслевых» рисков - риски технических аварий или снижения биоресурсной базы в результате перелова рыб и пр. - пересекаются, спектр экологических рисков увеличивается, захваты- вая другие, «неотраслевые» виды природопользования. Например, загруженность морских транспортных линий рыболовными судами увеличивает риск столкновения для танкерного флота. В настоящее время становятся реальными риски не- благоприятного многофакторного воздействия на мор- скую среду и биоту при освоении ШГКМ. Это связано не только с возможностью загрязнения среды токсикан- тами, но и с шумовым загрязнением, с загрязнением взвесями при взмучивании донного осадка, с тепловым загрязнением. Интегральная зона распространения та- ких рисков составляет ареал с радиусом около 200 км вокруг объектов добычного комплекса и инфраструкту- ры (ММБИ). Следствием многопользовательского режима экс- плуатации территориального ресурса становится ра- стущее соперничество за пространство дна, берегов, акваторий, местообитаний. Уже в ближайшем буду- щем пространственная конкуренция может приобрести вполне реальные черты, вынуждая управляющие орга- ны к выбору оптимальной стратегии эксплуатации ре- сурсов шельфа. Решение этой задачи предусматривает заблаговременную комплексную оценку хозяйственных интересов, расстановку приоритетов и функциональное зонирование акваторий в региональном масштабе. 2. Complex management of the Barents Sea region. Fishing and cargo transportations along the Northern Sea Route traditionally stood out in the range of the most significant branches of maritime activity in the Barents – Kara region. And today developing types of activity are imposed upon traditional basis of natural resources use: exploration and development of oil and gas fields, tanker transportation of hydrocarbon raw materials, reprocessing of gas condensate, marine culture, recreation activity, etc. Due to the character of natural resources use, geographic location and coverage of space, oil and gas industry can become in the nearest decade, the most important competitive component to the existing and prospect bio resource branches of using maritime natural resources in the Barents Sea. In the transport schemes, in addition to traditional cargo (metals, ore, fish, apatite concentrate and general cargo) there is the growth of the volumes in oil and gas transfer for move-out via the ports of the Barents, White and Kara Seas. Shipping lanes are situated at 5-10 miles from the shore line and in the Kola and Kandalaksha Bays at 1-3 miles from the shore lines. Taking into consideration the navigation conditions and tanker transportation details in the Barents Sea, oil spill on different parts of the Murmansk coast can make from 400 up to 1400 t. Also the places of concentration of industrial enterprises, connected with transportation and shipment of oil constitute the threat to the environment, as these are the objects with elevated risk of emergency situations. These ports are verification transshipping complexes of the Kola and Kandalaksha Bays. The risk of local pollution is practically spreading over all shores of these basins. The most probable result of the oil spill will be pollution of actic shoals and inshore. And in most cases these are unique biotopes with endemic arctic flora and fauna, the constant inhabitations of aquatic and semi-aquatic birds, aquatic mammals. Unregulated inter-agency competition for the use of the Arctic shelf in the Barents - Kara region increases ecological and economic risks, aggravates the problems of managing aquatic natural resources use in the Barents Sea. The impact areas of the so-called “intra-branch” risks - the risks of technical accidents or reduction of bio resource basis in the result of overfishing and so on - are overlapping, the range of environmental risks is growing, capturing other, “non-sectoral” types of natural resources use. For example, the load of sea transport lanes by the fish-catching vessels increases the collision risk for tanker fleet. Nowadays the risks of unfavorable multi-factor impact on the marine environment and biota while developing Shtokman Gas Condensate Field are becoming more real. And it is connected not only with the possibility to pollute the environment with toxic agents but also with noise pollution, suspended solid pollutions at sediment detachment, thermal pollution. Integral zone of spreading such risks is the area with the radial of about 200 km around the objects of the production complex and infrastructure (MMBI). The consequence of multi-use regime during the process of exploitation of territorial resource is becoming the growing competition for the bottom area, shore lines, aqua zones and habitats. Already in the nearest future areal competition can gain the real features, imposing the managing authorities to choose the optimal strategy of developing offshore resources. Solution of this task stipulates preliminary complex assessment of economic interests, arrangement of priorities and functional zonation of water zones in the regional scale. Since 2005 WWF together with the experts of MMBI RAS has been implementing the work connected with evaluation of vulnerability of the aquatic zone of the Barents Sea to oil pollution. In the result were constructed the maps of integral vulnerability of the aquatic zone in the Barents Sea, were 54 июнь 2010 № 2 (11) МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz