МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).
казались ведущие и развивающиеся морские держа- вы ещё в конце ХХ века, использование различных ресурсов океана регулируется различными законами. Существующая система управления не содержит ме- ханизмов разрешения конфликтов интересов природо- пользователей, слабо ориентирована на решение эко- логических проблем. Основные принципы морской политики - экосистем- ный подход, адаптивный менеджмент, совместное уча- стие заинтересованных сторон, применение наилучших технологий, принцип предосторожности, приоритет со- хранения биологического разнообразия - закреплены в национальном законодательстве ведущих морских стран, в международном праве. Некоторые их этих принципов отражены и в российском законодательстве, например, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ратифицирован- ных Россией международных конвенциях. Но их практи- чески нет в морских директивных документах. Любое упоминание об элементарных законах приро- допользования, в том числе океанического (разработан- ных, кстати, отечественными учеными А.П. Алхименко, Ю.Д. Дмитриевским, П.И. Лымаревым, С.Б. Слевичем и др. ещё до принятия международной концепции устой- чивого развития), о приоритете сохранения окружаю- щей среды, предложения об использовании междуна- родного опыта воспринимается определённой частью российского общества либо как попытка остановить экономический рост, либо вообще как посягательство на суверенитет страны. В России применение подходов устойчивого развития, к сожалению, зависит в первую очередь от жизненной мотивации и социальной ответ- ственности ключевых руководителей различных уров- ней власти, что, в свою очередь, является следствием нынешнего уровня развития общества. Nevertheless the growth of attention of the federal structures towards the issues of developing the World Ocean has not been transformed neither into successes during exploration and use of modern integral approaches in the process of managing maritime activities nor into activation of country participation in development and implementation of the international maritime policy. Nowadays maritime activities of the Russian Federation are regulated by branch principle which was abandoned by the leading and developing marine countries in the end of the ХХ century, the use of different ocean resources is regulated by different Legal Acts. The existing management system does not contain the mechanisms of settling the conflicts of interests of natural resources users, and it is weakly oriented at solving ecological problems. The main principles of maritime policy - ecosystem approach, adaptive management, common participation of the stakeholders, use of best technologies, precautionary principle, and priority of preservation of biological diversity - are fixed in the national legislations of leading marine countries, in the International Law. Some of these principles are also reflected in the Russian legislation, for example, in the Federal Law “On Environmental Protection” and in ratified by Russia international conventions. But practically, you will not see that in maritime guiding documents. Any reference to elementary law of nature management including ocean (by the way, they had been developed by nation scientists A. P. Alhimenko, Y. D. Dmitrievsky, P. I. Lymarev, S. B. Slevich, etc before the international conception of sustainable development was adopted), any reference to the priority of environmental preservation, suggestions to use the international experience, are considered by some part of the Russian society, either as an attempt to stop economic growth, or as an offence again sovereignty. In Russia the use of the sustainable development approaches, unfortunately, firstly depends on life motivation and social responsibility Источник: Российский государственный гидрометеорологический университет Source: Russian State Hydro Meteorological University Северо-Западный федеральный округ 0,71 0,76 высокая 947,544446 North – West Federal district 0,71 0,76 high 947,544446 Южный федеральный округ 0,62 0,64 высокая 1916,826349 Southern Federal district 0,62 0,64 high 1916,826349 Уральский федеральный округ 0,43 0,16 низкая 542,789168 Ural Federal district 0,43 0,16 low 542,789168 Сибирский федеральный округ 0,17 0,003 низкая 4,877044 Siberian Federal district 0,17 0,003 low 4,877044 Дальневосточный федеральный округ 0,98 0,89 средняя 100,099633 Far East Federal district 0,98 0,89 medium 100,099633 Данные о роли прибрежных регионов РФ. Information on the roles of coastal regions of the RF. Федеральный округ Federal district вклад прибрежных областей по территории Contribution of coastal regions regarding territory вклад прибрежных областей по ВРП Contribution of coastal regions regarding GRP степень зависимости экономики региона от прибрежной зоны The degree of dependence of the regional economy on the coastal zone ВРП на 1кв км прибрежной тер- ритории, тыс. руб. GRP for 1 square km of the coastal territory, thousands rubbles По оценкам экспертов РГГМУ при сохранении суще- ствующих темпов перехода на интегральную модель управления морской деятельностью Россия отстаёт от Европы примерно на 12-15 лет. of the key heads of authorities on different levels and, in its turn, it is the result of nowadays level of development of the society. According to the experts of RSHMU, keeping up the existing pace of transition to the integral model of managing maritime activities, Russia is falling behind Europe for about 12-15 years. June 2010 № 2 (11) MurmanshelfInfo 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz