МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

арсенала естественных, технических и общественных наук. Все экологические последствия производства и по- требления могут быть объединены в три группы: экс- тракция, эмиссия и оккупация. Экстракция связана с процессом извлечения и истощения ресурсов, напри- мер, рыбный промысел и добыча руды. Эмиссия обу- словлена процессами поступления в природную среду чужеродных веществ: любые загрязнения, в том чис- ле биологические. Оккупация, или пространственная конкуренция, вытекает из множественного, зачастую конфликтного использования морского пространства, приводя в конечном итоге к «тесноте». Именно эта функция природопользования наиболее географична, олицетворяя единство морской географии и экологии. Экологические последствия эмиссии, экстракции и оккупации проявляются в различных пространственно- временных масштабах: экстракция водных биоресурсов – это промысловая смертность (краткосрочный эффект), эмиссия чаще ведёт к среднесрочным и долгосрочным нарушениям экосистем, а оккупация нередко совмеща- ет и то, и другое, так как её функции носят интеграль- ный характер. Очевидно, что это должно учитываться при управлении. Именно оккупация морского пространства подтал- кивает мировое сообщество в последнее время к не- обходимости разработки и реализации экосистемного управления морским природопользованием на основе принципа интегральности. Применительно к Баренцеву морю экстракция, на- пример, в первую очередь касается водных биоре- сурсов - рыболовство, основной проблемой которого является переэксплуатация (перевылов). Экстракция минеральных ресурсов в данных масштабах управлен- ческой деятельности (~ 30 лет) не так экологически важна, как эмиссия, поскольку именно сопутствующее загрязнение сегодня считается главным негативным фактором при освоении углеводородов шельфа. Хотя эмиссия на самом деле сопровождает практически все виды человеческой деятельности. Рыболовство и не- фтегазодобыча (с объектами инфраструктуры) потен- циально конкурируют за пространство почти на всей акватории Баренцева моря. По мере развития техники и технологий в зону непосредственного хозяйствова- ния будут включаться всё более удалённые от суши морские и океанические пространства, расширяя тем самым зоны потенциальных конфликтов. Растущая потребность в интеграции управления се- годня вступает в противоречие с целым рядом проблем, первичной из которых по нашему мнению является от- сутствие адекватного управленческого института. Оче- видно, что для преодоления ведомственности нужна управленческая структура с полномочиями, превышаю- щими уровень отраслевых министерств. Сегодня формирование комплексной долговремен- ной морской политики РФ не является основной зада- чей ни для одной из федеральных структур, хотя госу- дарственная монополия по управлению эксплуатацией ресурсов и пространств различных частей Мирового океана является альфой и омегой политики любого го- сударства. С утверждением в 2001 г. Президентом РФ Морской Доктрины на период до 2020 года в стране сформу- лированы основные постулаты национальной морской политики. С образованием в этом же году Морской коллегии при Правительстве РФ в целом начато фор- мирование системы принятия долговременных реше- ний, необходимых для проведения обоснованной мор- ской политики. Однако рост внимания федеральных структур к осво- ению Мирового океана не трансформировался пока ни успехи в освоении и применения современных инте- гральных подходов в управлении морской деятельно- стью, ни в активизацию участия страны в разработке и реализации международной морской политики. В настоящее время морская деятельность РФ регу- лируется по отраслевому принципу, от которого от- extensive offshore water zones in EEZ. It is necessary to mention achievements of the American admiral A.T.Mahan (1840-1914) who was the first to underline and define in the scientific literature the importance of development and strengthening of space factor to provide marine power of the state. The notion of the idea of rational use of natural resources is the following: 1) The pace of consuming renewable resources should not exceed the pace of their renovation; 2) The pace of consuming non-renewable resources should not exceed the pace of developing their sustainable (renewable) substitutes; 3) Volumes and intensity of inflow of pollutants to the environment should not exceed its capacity to absorb and reprocess these wastes. Solution of the problem connected with the rational use of maritime natural resources needs to attract the tools from the arsenals of natural, technical and social sciences. All environmental consequences of production and consuming can be united into three groups: extraction, emission and occupation. Extraction is connected with the process of extracting and depletion of resources, for example, fishing and ore mining. Emission is conditioned by the processes of incoming foreign substances to the environment: any kinds of pollution including biological. Occupation or special competition is conditioned by multiple, often conflict use of marine space, finally leading to “congestion”. Particularly this function of natural resources use has especially geographic character, embodying the unity of marine geography and ecology. Environmental consequences of the emission, extraction and occupation are manifested in various space-time scales: extraction of water bio resources - is fishing mortality (short- term effect), emission often leads to middle - term and long-term ecosystem dysfunctions and occupation often combines both, as its functions have integral character. Obviously, it should be taken into consideration in the management processes. Recently, particularly occupation of maritime areas forces the world community to realize the necessity of development and implementation of ecosystem management in the process of using maritime natural resources on the basis of integrity principle. With respect to the Barents Sea, for example, extraction is first of all, connected with aquatic bio resources - fishing, the basic problem here is overexploitation (overfishing). Extraction of mineral resources in such scale of managerial activity ( 30 years) is not so environmentally important, as emission, because particularly added pollution nowadays is considered to be the main negative factor in the process of developing offshore hydrocarbons. Nevertheless emission, in fact, accompanies practically all kinds of human activity. Fishing and oil and gas production (including objects of infrastructure) potentially compete for space almost in the whole Barents water zone. Together with development of technique and technologies more offshore sea and ocean spaces will be included into the zone of direct management whereby broadening the zones of potential conflicts. Growing need in integration of management today contradicts with the range of problems and the primary problem here, according to our opinion, is the absence of adequate management institute. It is obvious, that to overcome instrumentality, we need management structure, possessing the power and going beyond the level of branch Ministries. Nowadays, formation of complex long-term maritime policy of the Russian Federation is not among the basic tasks of a single federal structure, although state monopoly in the sphere of managing exploitation of resources and areas of different parts of the World Ocean is both alpha and omega of the policy in any state. When in 2001 the President of the Russian Federation approved the Maritime Doctrine for the period until 2020, were formulated the key postulates of national maritime policy. And when, the same year, was founded the Marine Board of the Government of the Russian Federation, started formation of the system of taking long-term decisions needed for implementation of reasonable maritime policy. Экология Ecology 52 июнь 2010 № 2 (11) МурманшельфИнфо ~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz