МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

специально уполномоченного (самостоятельного и не- зависимого от органов по использованию природных ресурсов) федерального органа по охране окружающей среды. В настоящее время, с целью облегчения процедуры освоения шельфа, предпринимаются некоторые шаги для совершенствования законодательной системы, ко- торые на наш взгляд недостаточны. Совершенствова- ние норм в основном касается экономических аспектов деятельности компаний. В то же время нормативные акты, регулирующие деятельность компаний и государ- ства по охране окружающей природной среды, а также определяющие уровень их экологической ответственно- сти, упрощаются или упраздняются совсем. Наблюдает- ся недостаток нормативных актов, которые регулируют транспортировку углеводородного сырья. Разработанные для каждого нефтегазового проекта планы ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) являются проявлением формального следования зако- нодательству, а прописанные в них требования часто являются физически невыполнимыми. Планы ликвидации аварийных разливов нефти раз- личных уровней должны быть усовершенствованы и адаптированы к конкретным региональным условиям. Обновление содержания данных планов должно осу- ществляться на регулярной основе и с учётом меняю- щихся условий добычи и транспортировки нефти и не- фтепродуктов. Действие международных соглашений о морской транспортировке углеводородных ресурсов только с ис- пользованием двухкорпусных танкеров не распространя- ется на деятельность компаний в России, где продол- жают эксплуатироваться однокорпусные и устаревшие танкера. Россия должна ратифицировать Международную кон- венцию по обеспечению готовности на случай загрязне- ния нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года (Конвенция БЗНС 90), разработанную Международной морской организацией, и Конвенцию об оценке воздей- ствия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года (Эспо конвенция). Также необходимо остановить наметившуюся тен- денцию изменения Российского законодательства в сторону снижения экологических требований и ограни- чения возможностей для общественного контроля над деятельностью нефтегазовых компаний. Нефтегазовые компании на каждом этапе планирования и реализации проекта должны информировать общественность и за- интересованных лиц, а также проводить общественные обсуждения проекта. Это позволит обеспечить обще- ственный контроль над деятельностью нефтегазовых компаний и не допустить реализацию социально, эко- номически и экологически опасных проектов. Также, нефтегазовые компании и соответствующие органы государственной власти должны обеспечить откры- тость и доступность результатов оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, мониторинга окружающей среды, планов ликвидации аварийных разливов нефти и другой экологически зна- чимой информации. g The framework of norms comprising the regulatory system is inconsistent, cumbersome and insufficient at the same time. This precludes establishing an efficient legal control over the activities of oil and gas companies and allows them to avoid being held liable for environmental violations. Bellona holds it necessary to restore the functions of a specially mandated - self-reliant and independent from any agency that engages in the use of natural resources - federal governmental body that would dedicate itself to protecting the environment. At present, certain measures are being taken to improve the legislative system in order to facilitate procedures involved in the exploration of shelf deposits. In our view, however, they are inadequate. Reforming the system is done predominantly where it concerns the economic aspects of the industry’s operations. Meanwhile, those legislative norms that regulate the state and oil and gas companies’ activities aimed at protecting the environment - as well as establish the scope of the industry’s environmental responsibility - are either oversimplified or altogether abolished. There is an obvious shortage of regulatory acts that are needed to control the system of hydrocarbon cargo transport. The emergency first-response action plans drawn up to cope with oil spills and developed each for a particular oil and gas project are only a display of a perfunctory effort to conform to the legislative wording and the requirements they contain are often physically impossible to follow. The multi-level oil-spill emergency action plans need to be improved and adjusted to correspond to the actual conditions existing in each region. Further upgrades on these plans have to be done on a regular basis to satisfy the changing conditions of production and transport of oil and oil products. The jurisdiction of international agreements that prescribe using only double-hull tankers during the transport of hydrocarbon cargoes by sea does not apply to the activities of transport companies in Russia where single-hull and obsolete vessels continue to be in operation. Russia must also ratify the 1990 International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and Cooperation developed by the International Maritime Organization and the 1991 Espoo Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context. Bellona deems it critical to stop the emerging tendency to modify the Russian legislation toward enforcing laxer environmental regulations and limiting opportunities for the public to exercise control over the operations of oil and gas companies. At every stage of planning and implementation, oil and gas companies must inform the public and all interested parties of their project’s development and carry out public hearings on the project. This will ensure that the public has the ability to influence the activities of a company and can prevent the realisation of a socially, economically or ecologically questionable project. The industry and relevant governmental authorities must guarantee that the public will have open and readily available reports on the results of an environmental impact assessment of a company’s operation, data received from environmental monitoring, plans of first- response actions during emergency oil spills and any other ecologically significant information. g

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz