МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

наиболее продуктивных запасов, снижению коэффици- ента извлечения нефти и безвозвратной потере части запасов. Это приводит к необоснованной разработке но- вых месторождений и, как следствие, увеличению эколо- гической нагрузки на окружающую среду. По данным Министерства природных ресурсов Рос- сийской Федерации, из 55 млрд. м 3 ежегодно извлекае- мого попутного нефтяного газа на переработку направ- ляется лишь 26%, около 27% газа сжигается в факелах. Это приводит не только к потерям ценного сырья, но и к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу, прежде всего углексилого газа, повышенная концентра- ция которого является причиной глобального изменения климата. Выбросы твёрдых загрязняющих веществ на факельных установках составляет 12% от общего объёма выбросов в России. В рамках транспортной стратегии РФ на период до 2020 года планируются программы модернизации и строительства портовых терминалов по перевалке неф- ти, а также расширение системы трубопроводного транс- порта. В то же время остаются вопросы по разведанным запасам нефти и газа на Европейском Севере России. Насколько они велики? Можно ли рассчитывать на су- щественное увеличение объёмов добычи нефти и газа и надо ли строить новую транспортную структуру, доста- точно ли будет ресурсов для их заполнения? Функционирование нефтегазового комплекса должно осуществляться исходя из принципа рациональности и устойчивости, а не краткосрочной экономической выго- ды. Так развитие транспортных мощностей (трубопро- водных систем, терминалов) должно осуществляться только при фактическом наличии необходимого количе- ства ресурсов для их заполнения. При эксплуатации су- ществующих нефтегазовых месторождений должны вне- дряться технологии и высокие экологические стандарты, направленные на повышение коэффициента выработки месторождений и утилизации попутного нефтяного газа. Также, в целях повышения рациональности природо- пользования и снижения темпов глобального изменения климата, «Беллона» предлагает проводить утилизацию CO 2 путём его закачки в нефтяные скважины. Изоляция в геологических пластах углекислого газа, парникового газа, выбрасываемого в атмосферу при сжигании ис- копаемого топлива, решает сразу несколько проблем. Во-первых, этот процесс позволяет уменьшить загрязне- ние атмосферы и выполнить обязательства по Киотскому протоколу, а во-вторых, увеличить объёмы нефтедобычи, путём закачки углекислого газа в скважины. Устаревшая и несовершенная техническая оснащён- ность системы транспортировки углеводородного сы- рья обуславливает высокий уровень аварийности, что в значительной мере повышает экологические риски. Интенсивная нагрузка магистральных трубопроводов привела к тому, что их основная часть сильно изношена и требует значительной реконструкции, что подтверж- дается увеличением количества аварий на трубопрово- дах. При проектировании новых трубопроводов сроки эксплуатации этих объектов не регламентируются, что позволяет компаниям-операторам использовать их бес- конечно, осуществляя лишь незначительные обновления. Магистральные трубопроводы - одно из немногих соору- жений, которые испытываются без полного воспроизве- дения эксплуатационных нагрузок, что повышает их ава- рийность, особенно на первых этапах эксплуатации. Высокий уровень экологических рисков при танкерной транспортировке нефти и газа определяется техниче- ским состоянием танкеров и отсутствием эффективной системы регулирования и контроля над их передвиже- нием. Существенно увеличилось количество танкеров с одинарным корпусом, которые, будучи выведенными из эксплуатации в других странах, используются в Рос- сии для транспортировки углеводородов внутри страны, что значительно увеличивает риски утечек. В настоящее время не существует четко определённых маршрутов движения танкеров, перевозящих нефтеналивные грузы. Выбор маршрута определяется подходящими глубинами и природно-климатическими условиями (погодой). Всё это значительно повышает риски загрязнения водной percent in Saudi Arabia and the United States. The absence of economic benefits such as tax incentives combined with weak legal oversight from the state leads to oil companies opting to pursue selectively the most productive fields, to a lower extraction coefficient overall and a irrevocable loss of some of the reserves. This, by extension, leads to an unjustified exploration of new deposits and, as a result, to a more severe stress on the environment. According to the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation only 26 percent of the 55 billion cubic metres of petroleum gas extracted annually ends up reprocessed while some 27 percent is burnt in gas flares. This does not only result in the loss of a valuable commodity but also increases emissions of harmful pollutants into the atmosphere. Gas flares are responsible for as much as 12 percent in emissions of solid pollutants out of the overall amount of such emissions in Russia. The transport development strategy of the Russian Federation up to the year 2020 includes programmes that envisage building new oil terminals at ports and upgrading the existing ones, as well as expanding the pipeline transport system. At the same time, certain questions persist that concern the already explored deposits of oil and gas in Russia’s European North: How large are they? Should one count on a significant rise in production volumes and is the construction of new transport systems really warranted? Will there be enough supply to fill them? The Russian oil and gas complex must operate based on a principle of stability coupled with intelligent use and not because of promises of a short-term economic gain. Namely, the transport capacities in existence - pipelines and terminals - must only be expanded with confidence in the fact-proven availability of the necessary resources to keep them loaded. Furthermore, new technologies must be introduced and higher ecological standards upheld when operating the existing oil and gas fields in order to enhance the efficiency of extraction and ensure a rational application of the oil-well gas. Additionally, in view of the necessity to improve the use of the subsurface and slow down global climate change, Bellona suggests that CO 2 disposal technologies be introduced that imply pumping carbon dioxide into oil wells. Burying carbon dioxide - a greenhouse gas that is generated and emitted into the atmosphere when burning mineral fuels - in geological underground formations solves several problems at a time. For one, this process helps reduce atmospheric pollution which benefits the efforts to achieve goals agreed in the Kyoto Protocol; secondly, it provides economic motivation as pumping carbon dioxide into oil wells can bolster supply. Russia’s obsolete and technologically imperfect equipment makes its hydrocarbon transport system extremely prone to accidents which heightens significantly the associated environmental risks. As a result of an intensified burden carried by Russia’s main pipelines the better part of the infrastructure is severely overworn and requires major reconstruction, which is evident from the recent increases in the number 48 июнь 2010 № 2 (11) МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz