МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).
ем, а именно - дополнить и нагрузить существующие вузы морской и океанической составляющими, вряд ли удастся. Необходимо создавать новые вузы, ориентиро- ванные на новые технологические решения для аркти- ческого и глубоководного шельфа, на рудные и ресурс- ные океанические технологии. Однако, несмотря на амбициозные планы россий- ского правительства и отечественных нефтегазовых компаний, подготовке, переподготовке и воспита- нию квалифицированных специалистов до сих пор не уделяется должного внимания. Так, если говорить об учебных планах (опять же традиционных для подго- товки горного инженера), то в них отсутствует целый ряд предметов, важных для эффективной и безопас- ной работы по освоению шельфа. Океаническое же на- правление в учебных планах отсутствует как таковое. Далее, целые направления деятельности на шельфе (а под этим понимается и деятельность на берегу - это нефтяные и газовые морские терминалы) в учебных планах ведущих вузов страны отсутствуют полностью. К таким направлениям, прежде всего, относятся под- водные технологии, которые уже освоены норвежски- ми компаниями в Северном и Баренцевом морях. То же самое можно сказать о современных технологиях сжижения природного газа, его хранения на морском терминале и транспортировки. Несмотря на то, что первые криогенные установки появились в головном научно-исследовательском цен- тре Газпрома - ВНИИГАЗе несколько десятилетий на- зад, совершенствование производства СПГ западными компаниями опять поставило нашу страну в позицию догоняющего и в области технологий LNG, включая и строительство заводов по сжижению газа. Аналогичная картина наблюдается и в планах подготовки специали- стов по технологиям СПГ. Потребность в новых специалистах для освоения Штокмана - это только часть той новой задачи, которая направлена на обеспечение персоналом отечествен- ных компаний, работающих на арктическом шельфе. Не менее важной становится и проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений. К сожалению, таких специалистов-преподавателей в России в настоящее время нет. И здесь так же, как и в области разработ- ки и освоения современных технологий для работы на шельфе и в океане, по-видимому, без кооперации с за- падными университетами нашей стране не обойтись. Многие учебные заведения потенциально готовы на- чать диалог в сфере подготовки кадров для ШГКМ, но для полноценного диалога, развития сотрудничества не хватает совместных интегрирующих усилий. Существует точка зрения, что проще это делать в ве- дущих профильных российских вузах. К этому можно от- носиться по-разному. Во-первых, речь не идет о том, чтобы полностью самостоятельно вести подготовку спе- циалистов этой отрасли в Мурманске. Собственными силами мы это обеспечить не сможем. Но если просто отправить в Москву или Петербург наших абитуриен- тов, то вероятность их возвращения в Мурманск после окончания учебы будет невелика. На пять-шесть лет они будут оторваны от жизни региона. А специалисты это- го профиля весьма востребованы сейчас во всем мире. Поэтому надо проявить инициативу, чтобы привлечь к нам научную базу и кадры столичных вузов, включая тот же РГУ имени Губкина. Чтобы они здесь развили свою деятельность. Во-вторых, если говорить о Шток- мане, то для реализации этого проекта нужны не только инженеры-газовики. Потребуется много специалистов различных сопутствующих специальностей. Причём речь идет не только об инженерах, но и квалифициро- ванных рабочих - строителях, сварщиках, монтажниках, электриках. Их нужно готовить здесь, на базе уже суще- ствующих учебных заведений, с определённым пере- профилированием на нефтегазовую отрасль. g found new higher education establishments oriented at new technology concept for the Arctic and deep water shelf, mining and resource ocean technologies. Nevertheless, despite ambitious plans of the Russian government and national oil and gas companies, it is impossible to say that enough attention is paid to the issue of training, retraining and upbringing of qualified specialists. So, talking about curricula (traditional ones - for education of mining engineer), the whole range of subjects is not included into them, the subjects, being of great importance for efficient and secure work on exploring the shelf. Ocean direction is not included into the curricula at all. Hereafter, the whole directions of shelf activity (here also it is meant - onshore activity - oil and gas marine terminals) are not included into curricula of the leading Universities in the country as well. Such directions include, first of all, subsea technologies, which have already been assimilated by Norwegian companies in the Northern and in the Barents Seas. The same is true concerning modern technologies of natural gas liquefaction, its storage on the marine terminal and its transportation. Despite the fact, that first cryogenic systems appeared in the Head scientific and research centre of Gasprom - VNIIGAZ several decades ago, improvement of LNG production, implemented by the western companies, made our country catch them up, also in the sphere of LNG technologies including construction of LNG plant. And the same situation is with the specialists training in the sphere of LNG technologies. The demand in new specialists for development of Shtockman field - is only the part of the new task which is directed at provision national companies working at the Arctic shelf with personnel. And as important as the above mentioned problem is the problem of educating scientific brainpower and the university teachers in all above mentioned fields including educating specialists in subsea technologies, LNG technologies and some other directions. Unfortunately there are no such specialists- teachers in Russia nowadays. And here, it seems likely, that in the sphere of development and assimilation of modern technologies to work on the shelf and in the ocean, our country will not be able to deal without cooperation with the foreign Universities. Many educational establishments are potentially ready to start the dialogue concerning training of personnel for Shtockman Gas Condensate Field but to make adequate dialogue and development of cooperation; there is the lack of common integrating efforts. There is the point of view, that it is easier organizing it in the leading specialized Higher Educational Establishments. But it can be treated in a different way. First of all, it is necessary to note, that we are not talking about fully independent training of specialists in this sphere in Murmansk. It is impossible to do it using our own resources. But in case we send our school-leavers to Moscow or Saint-Petersburg, it is unlikely that they come back to Murmansk after graduating from the University. They will be removed from the life of the region for five or six years. And the specialists in this sphere are in- demand all over the world. That is why it is necessary to show initiative, to attract to our region scientific basis and personnel of the capital higher educational establishments including Russian State University named after Gubkin. Then they could develop here their activity. Secondly, talking about Shtockman project, we should admit that for its implementation not only gas engineers are in demand. There will be needed specialists in many other related specialities. And here we mean not only engineers but also qualified workers – builders, welders, assemblers, electricians. They should be trained here on the basis of already existing educational establishments with specific reorientation towards oil and gas sphere. g June 2010 № 2 (11) MurmanshelfInfo 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz