МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

В образовательных учреждениях среднего про- фессионального образования (СПО) обучается 12,4 тыс. студентов, из них 10,7 тыс. студентов (86%) обуча- ются в государственных образовательных учреждениях СПО. По очной форме обучения обучается 8,9 (71,7%) тыс. человек. С 2007 года ведётся работа по созданию многоуровневых образовательных комплексов, реали- зующих образовательные программы начального и сред- него специального образования. Созданы и работают ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж» и ГООУ СПО «Ковдорский политехнический колледж». В этих об- разовательных учреждении 20% слушателей обучаются по программам СПО, остальные – по программам НПО. В 2008 году ГООУ НПО «Профессиональное училище № 15» реорганизовано в ГООУ СПО «Печенгский политехни- ческий колледж». В результате проведённых мероприя- тий на 6,5% увеличилась доля выпускников НПО и СПО, продолживших обучение в учреждениях СПО и ВПО, бо- лее чем на 2% снизилась доля безработных выпускников учреждений НПО, СПО и ВПО в общей численности вы- пускников. В образовательных учреждениях высшего профес- сионального образования Мурманской области обуча- ется более 37,8 тыс. человек, в том числе: - по очной форме обучения - 15,6 тыс. человек (41,5%), в том числе 12,1 тыс. человек (77,5%) - в государственных вузах, 3,5 тыс. человек (22,5%) - в негосударственных; - по заочной форме обучения - 22,1 тыс. человек (58,5%), в том числе 13 тыс. человек (58,6 %) в государственных и 9,1 тыс. человек (41,4%) в негосударственных вузах. 11 На бюджетной основе обучается 9,6 тыс. человек (25,5%), на договорной (платной) - 28,1 тыс. человек (74,5%). Обучение в ОУ ВПО осуществляется по 105 на- правлениям подготовки (специальностям), которые охва- тывают 20 из 28 основных укрупнённых направлений. В основном преобладают такие направления как «Эконо- мика и управление» и «Гуманитарные науки», доля кото- рых составляет 40,1% и 18,7% от общего объёма. Еже- годно более 50 соискателей учёных степеней защищают в них свои диссертации. Надо отметить, что среди специальностей среднего и высшего профессионального образования более 50% - гуманитарные (105 специальностей). Одной из тенденций кадровой ситуации в регио- нальной системе образования является старение педа- гогических кадров. Развитие инвестиционных проектов в Мурманской области является стимулом для развития механизмов управления, для формирования системы институцио- нальной поддержки мега-проектов, для создания среды комфортного проживания, реинжиниринга системы про- фессионального образования. Какие бы мега-проекты не задумывались, реализовывать их будут люди. Поэтому одним из ключевых вопросов наряду с финансовыми и техническими всегда и везде останется вопрос кадров. Нужны специалисты, причём высококвалифицированные. И готовить их нужно заблаговременно В настоящее время кадровый рынок слабо насыщен людскими ресурсами соответствующей квалифика- ции. Не хватает инженеров-строителей, специалистов по логистике (по данным опроса, практически во всех транспортных компаниях и транспортных службах круп- ных предприятий работают люди без специального об- разования, однако, обладающие практическим опытом), специалистов-бетонщиков и технологов-строителей, специалистов по строительству дорог. Местные средние специальные учебные заведения обучают специалистов по строительству, сварщиков, однако их недостаточно. Университеты готовят инженеров-строителей, но под- готовка только началась. В период 90-х годов потеряны темпы развития строительства и соответственно кадро- вый рынок строительных специальностей. Необходимых специалистов отечественная горная школа сможет подготовить только при дополнении су- ществующих специальностей рядом новых специально- стей с морской ориентацией. В данном случае обойтись обычным для государственного менеджмента решени- Образование Education About 8,9 (71,7%) thousand people have full-time course of study. Since 2007 the work has been implementing on creation of multi-level educational complexes dealing with educational programs of Basic Professional Education and Intermediate Professional Education. Were founded and function the following establishments: State Educational Establishment of Intermediate Professional Education (SEE IPE) “Murmansk Construction College”, SEE IPE “Kovdor Polytechnic College”. In the above mentioned educational establishments 20% of students study on the programs of Intermediate Professional Education, and the rest – on the programs of basic Professional Education. In 2008 SEE BPE “Professional college N15” was reorganized into SEE IPE “Pechenga Polytechnical College”. In the result of these actions the share of graduates from Basic Professional Education and Intermediate Professional education, who continued their education in the Establishments of Intermediate and Higher Professional Education increased for 6,5% and the share of unemployed graduates of the establishment of BPE, IPE and HPE reduced for 2% in the total amount of the graduates. More than 37,8 thousand people study in the Higher Educational Establishments of the Murmansk region, among them: 15,6 thousand people (41,5 %) take full-time course of study, including 12,1 thousand people (77,5 %) - in the state universities, 3,5 thousand people (22,5 %) - in private universities; 22,1 thousand people take extra-mural courses (58,5 %), including 13 thousand people (58,6 %) in state and 9,1 thousand people (41,4 %) in private universities. 11 On a budgetary basis study about 9,6 thousand people (25,5 %), on a contract basis (fee-paying) study 28,1 thousand people (74,5 %). Educational process in the Educational Establishments of Higher Professional Education is implemented in 105 spheres (specialities), which cover 20 out of 28 main consolidated directions. Mostly, there are such directions as “Economy and Management” and “Human Sciences” the share of which comprises 40,1 % and 18,7 % out of total volume. Annually more than 50 candidates for a degree defend their thesis. It should be noted that among the specialities of intermediate and higher professional education about 50% are humanities (105 specialities, 58% - humanities). One of the main tendencies in personnel sphere in the regional educational system is aging. Implementation of investment projects in the Murmansk region is the stimulus to develop controlling mechanisms, to form the system of institutional support of mega- projects, to create the environment for comfortable living, to reengineer the system of professional education. No matter what kinds of mega-projects are planned, they are going to be implemented by people. That is why one of the key issues, together with financial and technical one, is the issue of personnel. The specialists are in demands, high-qualified specialists. And they should be trained well in advance. Personnel market is weakly filled with the human resources, possessing required qualification. There is the lack of construction engineers, specialists in the sphere of logistics (according to the polling, practically in all transport companies and transport services of big enterprises work people without specific education, but nevertheless, possessing practical experience), specialists - concrete workers and technologists - constructors, specialists in road - building. Local intermediate education establishments train specialists in construction, welders (N14) but it does not meet the demand. Universities educate building engineers but they have just started doing that and no one has graduated yet. In the period of the 90s the tempos of development in construction and, correspondingly personnel market of construction specialities, slowed down. Such specialists may be educated by the national mining school only on condition, that existing specialities will be refilled by new, offshore oriented specialities. In this case it is unlikely to solve this issue, using traditional for national management tools, here we talk about - refilling and loading up existing higher education establishments with marine and ocean components. It is necessary to 42 июнь 2010 № 2 (11) МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz