МурманшельфИнфо. 2010, N 2 (11).

меньше внимания работе и реализации этих соглашений. Может так получиться, что количество не реализованных на практике договорённостей приобретет отрицатель- ное качество для нашего международного имиджа. Наши партнёры могут утратить в какой-то момент желание о чём-либо с нами договариваться в будущем. Да, под- писание соглашений требует достаточного количества времени, проработки на экспертном уровне. Но, когда решение принято, и соглашение подписано, нужно мо- билизоваться и добиться конкретных результатов. Более того, реализация проектов влечёт за собой сначала ре- зервирование финансовых средств, а потом их расходо- вание. И надо признать, что чаще западные партнёры инвестируют средства в проект, нежели мы, особенно на муниципальном уровне. Я в настоящее время возглав- ляю межрегиональные и региональные советы. Если мы встречаемся на уровне руководителей, и о чём-то до- говариваемся, то мне потом очень неудобно встречаться вновь, заведомо зная, что наши подчинённые ни одну из договоренностей не реализовали на практике. Пример: говорили о туристической трассе из Финляндии к нам на оленях, снегоходах. Договорённость есть, маршрут понятен, но ещё ни одна группа по этому маршруту не прошла, ни одна упряжка не пробежала, ни одного евро туристы ЕС не привезли на территорию региона. Нам не хватает элементарной инфраструктуры. Поэтому на се- верных оленей мы едем смотреть в Финляндию. В Финляндии мы узнали о следующей практике мест- ной администрации. Они сначала вкладывают деньги и создают инфраструктуру, а потом отдают её в аренду бизнесу, который не обладает средствами для инвести- ций. Арендная плата в этом случае минимальна. Пред- приниматель, по сути, обеспечивает себе рабочее ме- сто, заинтересован в увеличении доходности бизнеса, а, следовательно, повышается и доходность региона. А у нас туризма почти нет. Есть Умба, Кировск, но конкури- ровать с Саариселькой мы пока не можем. Не хватает досуговой инфраструктуры. Приезжают иностранцы ре- шать вопросы по бизнесу, участвовать в конференциях, культурных мероприятиях, а досуг организовать трудно, ресторан - это не досуг. А памятники истории, культуры - туда тоже не отлажены маршруты. Кстати развитие нефтегазовой отрасли повлечёт за со- бой и дополнительный импульс в развитие туризма. Поло- жение у нашего региона уникально. Мы не единственный регион РФ, имеющий общую границу с иностранным го- сударством. Например, Амурская область имеет границу с Китаем, но там приграничное сотрудничество выглядит однобоко, - больше похоже на приграничную торговлю (что, конечно же, неплохо, но совершенно недостаточ- но). Мы же имеем общую границу с Финляндией – чле- ном ЕС, и с Норвегией - страной НАТО. И эти страны хо- тят более широкого сотрудничества с нами, скорее даже равноправного стратегического партнёрства в различных отраслях экономики и общественной жизни. У нас вооб- ще много общего с Норвегией, мы активно сотрудничаем по вопросам освоения шельфа, ведём лов рыбы в одной акватории - в Норвежском и Баренцевом морях. И не случайно Губернатор Мурманской области был включён в состав официальной делегации РФ во время визита президента Медведева в Норвегию. А генеральный ди- ректор Ассоциации «Мурманшельф» Григорий Стратий, как участник проходившего в Осло бизнес - форума, был приглашён для личной встречи и беседы с Президентом России, во время которой рассказал Дмитрию Медведеву о деятельности Ассоциации и получил одобрение и под- держку. На переговорах Дмитрия Медведева с Премьер- министром Норвегии Йенсом Столтенбергом в Осло до- стигнута предварительная договорённость по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничества двух стран в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Ожидается подписание Соглашения между Пра- вительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий. Пункт про- пуска Борисоглебск меняет статус, увеличивает время работы и будет реконструирован. Это улучшит контакты, out to be so, that the amount of not implemented in practice agreements would gain negative quality for our international image. Our partners once might lose the desire to agree with us in future. Yes, signing agreements needs some time and analyses at the expert level. But when the decision is taken, and the agreement is signed, it is necessary to mobilize and achieve specific results. Moreover, project implementation on the first stages provokes reservation of financial means, and then – their spending. And it should be admitted that more often foreign partners invest into the project, than we do, especially on the municipal level. At the moment I am the Head of interregional and regional councils. And if we have the meetings at the Leaders Level and agree upon something, it is very uneasy to meet later with the same people, knowing that our subordinates have not realized these issues in practice. Here is the example: we discussed the tourist reindeer and snowmobile track from Finland to Russia. So, there is the agreement, the route is clear enough, but not a single group travelled via that track, not a single euro was brought by EU tourist to the territory of the region. We lack simple infrastructure. That is why we go to Finland to have a look at reindeer. In Finland we learned about the following practice of local administration. First they invest money and create infrastructure and afterwards lease out it to business, which does not possess enough means for investments. The rental payment in such case is minimal. The entrepreneur, actually, provides himself with the working place; he is interested in yield enhancement and as a result increases the profitability of the region. But we practically do not have tourism at all. We have Umba and Kirovsk, but at the moment we cannot compete with Saariselka. We lack leisure-activity facilities. To our region come the foreigners to discuss business issues, participate at the conferences, cultural events, but it is difficult to organize leisure time, as restaurant is not leisure – time activity. Talking about historical or cultural monuments – the routes to them are not well – functioning also. By the way, development of oil and gas sector would cause additional impulse to tourist development. The state of our region is unique. We are not the only one region in the Russian Federation having common border with the foreign country. For example, Amursky region borders with China, but cross – border cooperation looks one- sided, - more like cross-border trade (of course it is not bad at all, but insufficient). We have common border with Finland – EU member, and Norway – NATO member. And these countries are interested in wider cooperation with us, or even in equal strategic partnership in different branches of economy and social life. We have much in common with Norway; we actively cooperate in the issues, connected with shelf development, do fishing in one water zone - Norwegian and Barents seas. And it was no mere chance that the Governor of the Murmansk region was included into the official delegation of RF during the visit of Dmitry Medvedev to Norway. And Director General of the Association “Murmanshelf” Grigory Stratiy, as the participant of business - forum, taking place in Oslo, was invited for personal meeting and talking with the President of Russia, during this meeting he told Dmitry Medvedev about Association activity and got support and approval. In the result of negotiations between Dmitry Medvedev and the Prime-Minister of Norway Yens Stoltenberg was achieved preliminary agreement concerning the issues, connected with division of sea spaces and cooperation of two counties in the Barents Sea and the Arctic Ocean. Now is expected the signing of the Agreement between the Government of Russian Federation and the Government of the Kingdom of Norway concerning simplification of mutual trips of cross- border dwellers. Borisoglebsk checkpoint changes its status, lengthens work time and it will be reconstructed. It will improve contacts, enhance opportunities. It is necessary so that neighbors could just come with visits to each other. As you can see, much is done to develop international cooperation at all levels of power. That is why, if there are some barriers, these are more inner barriers, inside us, inside our officials, which are to be overcome by ourselves. June 2010 № 2 (11) MurmanshelfInfo 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz