МурманшельфИнфо. 2010, N 1 (10).

морская сюрвейерская компания». Атомоход «Ямал» успешно выполнил задачу по снятию с льдины поляр- ников станции «Северный полюс-36» и высадке кол- лектива станции «СП-37». В этом году атомные ледоколы будут востребованы для продолжения работ по определению границ россий- ского континентального шельфа. Планируется проводка судов компании «Совкомфлот» по Севморпути. Непло- хие и более отдаленные перспективы. Безусловно, без атомных ледоколов будет невозможно освоение месторождений углеводородного сырья аркти- ческого шельфа. Только на Приразломном месторожде- нии, к добыче нефти на котором приступят в 2011 году, потребуется постоянное присутствие одного ледокола. Здесь ежегодно будет добываться до 7 млн.т. Предстоит обеспечение вывоза нефти и газоконденсата с Ямала, а это около 16 млн.т. в год, которые будут доставляться в Мурманск для переработки на НПЗ. К 2020 году эти объемы возрастут до 30 млн.т. Промышленное освоение месторождений Ямала по- зволит довести здесь добычу газа к 2030 году до 310-360 млрд. куб. метров в год. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсат- ных месторождения, запасы газа в которых оцениваются в десятки триллионов кубометров голубого топлива, за- пасы газоконденсата в 230 млн.т., а нефти в 291 млн.т. Приличные объёмы вывоза нефти в зимних услови- ях предстоит обеспечивать с месторождений Тимано- Печоры через Варандейский терминал нефтяной компа- нии «ЛУКОЙЛ», которые могут достичь 12 млн.т. в год. С целью организации работ на морских месторож- дениях в сентябре 2005 года была принята к реали- зации «Программа работ ОАО «Газпром» по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Феде- рации до 2030 года». Этот документ предусматривает комплексное и поэтапное освоение углеводородных ресурсов акваторий, использование современных вы- сокоэффективных технико-технологических решений по всем направлениям работ с учётом передового ми- рового опыта. Уже сейчас целый ряд судостроитель- ных предприятий России выполняет заказы газовиков по производству технических средств и строительству флота для освоения арктического шельфа. Скажем, в Северодвинске «ПО «Севмаш» ведёт строительство морской ледостойкой стационарной платформы «При- разломная», соседи в лице ФГУП ЦС «Звёздочка» со- оружают самоподъёмную плавучую буровую установку «Арктическая», а на Выборгском судостроительном заводе всё чётче проступают контуры гигантских по- лупогружных буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда». До 2020 года для освоения россий- ского континентального шельфа компании потребуют- ся более десяти буровых и технологических платформ, более 60 судов и плавтехсредств различного типа, а также до 23 танкеров для перевозки СПГ. Для обе- спечения работы этой армады специальных средств по разведке недр шельфа и добыче углеводородного сырья в зимних, ледовых условиях потребуется напря- жённая работа атомного ледокольного флота. Атомный ледокольный флот в перспективе будет вос- требован и для обеспечения геологоразведочных работ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где шельф остается «огромным белым пятном». Эти территории почти не охвачены поисковыми работами из-за их высо- кой стоимости и сложных климатических условий. В разработку континентального шельфа в 2010-2039 гг. государство намерено вложить 9,305-9,470 трил- лионов рублей ($310 млрд) (общая сумма запланиро- ванных вложений в шельфовые месторождения чуть меньше бюджета России на 2010 г. и равна его тратам на 2011 год. Добыча нефти на шельфе к этому времени по прогнозам должна составить 110-120 млн.т., газа - 240-270 млрд куб. м. Естественно, такие масштабные задачи без атомного ледокольного флота выполнить невозможно. Не обойтись нефтегазодобывающим компаниям, рабо- тающим на Ямале и арктическом побережье без достав- boundaries of the Russian continental shelf. They are also expected to convoy vessels of the Sovkomflot company on the Northern sea route. Prospects for the future are not bad, either. Undoubtedly exploration of hydrocarbon fields of the Arctic shelf will be impossible without atomic ice- breakers. Prirazlomnoye oilfield, which is to be developed since 2011, will require a constant presence of one ice breaker. 7 million tonnes per year is expected to be produced there. Oil and gas from Yamal, about 16 mln tonnes per year, will be delivered to Murmansk for processing at the LNG plant. By 2010 the volumes will have grown to 30 ml tonnes. Industrial development of Yamal reserves will lead to increase in gas production up to 310-360 billion cubic meters a year in 2030. 11 gas fields and 15 gas condensate fields have been discovered on the peninsula and water areas around it. Their resource evaluation indicates to dozens of billions of tonnes of gas, 230 million tonnes of gas condensate and 291 million tonnes of oil. Transfer of about 12 million tonnes of oil in winter conditions is going to be provided from the oil fields of Timano-Pechora via the Varandey terminal of the Lukoil company. The “Programme of Gasprom operations on hydrocarbon fields development on the Russian Federation shelf up to 2030” was adopted in September 2005. This document stipulates a complex and step-by-step development of the off shore hydrocarbon resources, application of advanced high-performance technological and engineering solutions in different areas of work as well as application of the world best practices. A number of Russian shipbuilding companies are executing orders of the gas industry producing equipment and building vessels for exploring the Arctic shelf. PO Sevmash in Severodvinsk is constructing a sleetproof stationary platform Prirazlomnaya, its neighbour FGUP Zvezdochka is building a self-lifting floating drilling unit Arkticheskaya and the shipbuilding yard in Vyborg is succesfully working on the giant semisubmersible drilling platforms Northern Lights and Polar Star. By 2020 the company will need more than a dozen drilling platforms, supply vessels, 60 vessels of different kinds and 23 tankers for LNG transportation to develop the Russian continental shelf. The atomic ice fleet will have to work hard to secure the operations of all the facilities for shelf exploration and hydrocarbons production in winter conditions. The atomic ice breaker fleet has good prospects of being engaged in geologic survey in the East Siberian Sea and the Chukchee Sea where the shelf still remains a vast unexplored area. Prospecting work is not being done there because of high costs and severe climatic conditions. The state intends to invest 9,305-9,470 trillion roubles ($ 310 billion), the total amount of the planned investments in shelf resources development is a little less than the budget of Russia for 2010 and equals its expenditure for the year 2011. Off shore oil production is predicted to reach 110- 120 mln tonnes, gas production – 240-270 billion cubic meters. Naturally such large-scale tasks are unlikely to be carried out without atomic ice breaker fleet. The oil companies operating on Yamal and the Arctic coast will never do without supply of cargoes vital for new oil fields development, which means that ice breaker convoy will always be needed. Not to lose ground Western countries take measures to build their own ice breakers. The American programme on establishing their own icebreaker fleet is evaluated at several billion dollars. Canada is considering a plan to build two ice- breakers. An ice -breaker with a rig on board is being built in Europe. It will be able to drill exploration wells up 5000 m deep in shelf zones.. In 2005 the government of the Russian Federation allocated 900 million roubles to design a double-draft ice-breaker. It was completed in 2009, but the building was postponed till 2011 due to the financial crisis. Nevertheless, a series of 3 or 5 ice breakers of this kind will be built. They will be able to convoy vessels through the ices up to 3 meters thick. March 2010 № 1 (10) MurmanshelfInfo 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz