МурманшельфИнфо. 2010, N 1 (10).
формируются на основе представителей органов власти, имеющих отдалённое представление о принципах ведения бизнеса. Включение в советы директоров государственных предприятий представителей бизнеса позволило бы суще- ственно повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности этих предприятий. Соучастие в разработке и принятии законодательных и иных решений. Активное вовлечение бизнеса в процесс законотворчества и экспертизы законопроектов, причём не только экономической тематики. И это задача предпри- нимательских объединений на всех уровнях. Стратегическое партнёрство в экономической сфере не только на уровне мегапроектов, но и на уровне проектов, в которых принимают участие представители малого и среднего бизнеса. Примером мегапроектов, имеющих не- посредственное отношение к нашему региону, являются – освоение и разработка Штокмановского газоконденсатно- го месторождения и развитие Мурманского транспортного узла с созданием соответствующих свободных экономиче- ских зон, о которых много говорилось в рамках I Мурман- ского международного экономического форума. Социальное партнёрство в последнее время развивается всё активнее и является одним из приоритетных направле- ний деятельности РСПП и СПП МО соответственно. Целевые комплексные программы, в разработку и реа- лизацию которых необходимо вовлекать бизнес. К приме- ру, СПП МО уже длительное время настаивал на принятии региональной программы по повышению энергоэффек- тивности, охватывающей все районы и муниципалитеты. В настоящее время работа в данном направлении начина- ется, и я надеюсь, что в дальнейшем реализация данной программы сможет существенно повысить энергоэффек- тивность Мурманской области. Аутсорсинг государственных функций, касающихся ре- гулирования, развития и поддержки предпринимательской деятельности. Государству, на мой взгляд, необходимо ду- мать о передаче части своих функций предприниматель- ским объединениям, а не дублировать их, содержа при этом приличный аппарат чиновников. Одним из ярких при- меров аутсорсинга государственных функций является са- морегулирование в различных сферах деятельности. Указанные выше формы взаимодействия и существую- щие в российском законодательстве модели сотрудниче- ства можно сгруппировать в три основных вида партнёрств государства и бизнеса. Это партнёрства в публично- правовой сфере, социальной и экономической. И важно понимать, что определяющим фактором при определении вида партнёрства являются не предметы или объекты, в отношении которых могут возникать те или иные элемен- ты сотрудничества, а именно цели, ради которых органы власти и юридические лица вступают в партнёрства раз- личного рода. Пока цели юридического лица не совпадут с целями органа власти или наоборот, государственные интересы не привлекут предпринимателей, добровольного партнёрства между ними возникнуть не может. Более широкое понимание сфер взаимодействия бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнёр- ства играет важную роль в реализации комплексных регио- нальных социально-экономических стратегий. Такого рода стратегии, как правило, по сути представляют собой «слоё- ный пирог». И для того, чтобы реализация данной страте- гии была максимально эффективной, необходимо выстраи- вать качественное взаимодействие государства и бизнеса в каждом из этих «слоёв», не пренебрегая ни одним из них. В данном случае возможно появление синергетического эффекта, дающего более ощутимый результат от реали- зации конкретной стратегии. Как правило, все комплекс- ные региональные стратегии предполагают определённый уровень привлечения инвестиций. Более широкое понима- ние сфер взаимодействия бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнёрства позволяет повысить качество привлекаемых инвестиций и эффект от реализации проектов. Мы прекрасно понимаем, что результат привлече- ния инвестиций не должен ограничиваться только экономи- ческим эффектом. Необходимо задумываться и о совершенстве законода- тельства, в котором в настоящее время имеется целый ряд несоответствий между нормами о государственно-частном партнёрстве и нормами действующего земельного, бюджет- only of economical theme. And this is the task for business association on all levels. Strategic partnership in the economy is implemented not only at the level of megaprojects, but at the level of projects with the participation of representatives of small and medium business. Examples of megaprojects, directly connected with our region are exploration of Shtokman gas condensate field and development of Murmansk transport hub with the creation of free economic zones, which were discussed a lot within the frames of the I Murmansk international economic forum. Social partnership is actively developing and is one of the priority areas in work of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs and the Union of Industrialists and Entrepreneurs of Murmansk region. Purpose complex programs: in the working out and implementation of these programs is it necessary to involve business. For example, the Union of Industrialists and Entrepreneurs of Murmansk region for a long time has been insisting on getting a regional program on energy efficiency increase that would include all the districts and municipalities. Currently the work in this direction is being started and, I hope, that in the future implementation of this program will greatly increase energy efficiency of the Murmansk region. Outsourcing of state functions, in regulation, development and support of entrepreneurial activity. In my opinion, the state has to think about distributing a part of its functions to entrepreneurial associations, and not duplicate them, maintaining a considerable staff of civil servants. One of the examples of outsourcing of state functions in various spheres of activity. The above mentioned forms of interaction and existing in the Russian legislation forms of cooperation can be divided into three main sorts of public-private partnership. These are partnerships in the public law, social and economy spheres. It is important to understand that the main factor in determining the type of partnership are not the subjects and objects, arousing the elements of cooperation, but aims for those the authorities and juridical persons start partnerships of different types. Until the aims of a juridical person will not correspond the aims of authorities and v.v., state interests will not attract the entrepreneurs; there will not be any voluntary partnership among them. A broader understanding of the spheres of interaction of business and state within the frames of public-private partnership plays an important role in the implementation of complex regional social and economy strategies. Such strategies are sort of “pie with many layers”. And to have maximum efficiency in the implementation of such strategy it is necessary to build quality interaction of state and business in each “layer”, not omitting any of them. In this case it is possible to reach a synergy effect that gives a visible result of the implementation realization of specific strategy. Usually, all complex regional strategies presume 16 март 2010 № 1 (10) МурманшельфИнфо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz