МурманшельфИнфо. 2009, N 5.
4 ÿíâàðü 2009 ¹ 5 ÌóðìàíøåëüôÈíôî - Юрий Алексеевич, какова роль Мур- манской области в улучшении экономи- ческой ситуации в российском секторе Арктики? - Об этом сказано уже много, но видимо есть необходимость еще раз подчеркнуть: Мурманская область уже в ближайшей перспективе может стать базовым регио- ном освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа. Думаю, подспудно вы хотите спросить, не повлияет ли мировой финансовый и экономический кризис на планы освое- ния Штокмановского месторождения и шельфа Арктики? Трудные времена при- ходят и уходят, а шельф западной Аркти- ки, занимающий более 2,6 млн км 2 под водами Баренцева, Печорского и Кар- ского морей и содержащий около 75 % всех запасов углеводородов шельфа Рос- сии, останется регионом долговремен- ной стратегической перспективы разви- тия нефтегазовой отрасли. Близость к индустриально развитым районам европейского севера России – по- тенциальным потребителям нефти и газа, возможность транспортировки через не- замерзающий порт Мурманск в Западную Европу и Америку – все это создает предпо- сылки для развития сырьевой базы и орга- низации добычи углеводородов в регионе. Освоение Штокмановского газокон- денсатного месторождения и создание мощного портового транспортного узла сформируют устойчивый спрос на техноло- гическое оборудование, судоремонт, про- дукцию судо- и машиностроения, транс- портные услуги. Также не стоит забывать и о том, что будет решен важный для обе- спечения жизнедеятельности населения вопрос газификации области. В последние годы удалось немало сде- лать, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность порта Мурманск. Нам удалось привлечь внимание руковод- ства страны и Министерства транспорта РФ к Мурманскому транспортному узлу, показать возможности и реалистичные планы его развития. 8 декабря 2008 года председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал распоряжение № 1821-р «О реализации комплексного инвестиционного проекта «Развитие Мурманского транспортного узла». Подписание данного распоряжения еще раз подтвердило общую заинтересо- ванность по развитию порта Мурманск и созданию на его базе крупнейшего за Полярным кругом глубоководного «хаба» - центра по перевалке угля, минеральных удобрений, нефтеналивных, контейнер- ных грузов. Реализация этого проекта по- зволит существенно усилить роль России в системе международных транспортных коридоров. - Может ли продлиться период инвес- тиционных ожиданий в регионе в связи с мировым финансовым кризисом? И как в целом повлиял кризис на эконо- мическую ситуацию в регионе? - В связи с мировым финансовым кризи- сом ожидается снижение инвестиционной активности, но для решения поставленных целей будет продлен период инвестицион- ных вложений. А если говорить об оценке текущей ситуации в целом, то, безусловно, она весьма непростая, но, как говорится, не смертельная. Мы очень неплохо начали этот год. В первом квартале в промышленности, да и в большинстве других отраслей эко- номики, темпы роста существенно пре- высили прошлогодние значения. Так, в добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства в первые три месяца составил 104,6 %, в обраба- тывающей промышленности – 105,5 %, а в рыбной промышленности – 114,8 %. Эффективная работа предприятий наря- ду с высоким уровнем цен на сырьевые товары обеспечивала хорошие финансо- вые результаты, устойчивость консоли- дированного бюджета области и выпол- нение взятых бюджетных и социальных обязательств. Однако, начиная со второго полуго- дия, ситуация стала меняться далеко не в лучшую сторону. Сначала упали цены на цветные металлы, а в ноябре финан- совый и экономический кризис ударил по нашим базовым предприятиям. В наи- большей степени его влияние ощутили ОАО «Апатит», «Оленегорский ГОК», «Ков- дорский ГОК». Эти предприятия по объ- ёмам выпуска продукции и её отгрузки в ноябре имели показатели существенно ниже, чем год назад: апатитового кон- центрата было произведено всего 368 тысяч тонн, или 40 % от ноября прошлого года; железорудного концентрата - 400 тыс. тонн, или меньше половины от про- шлогоднего результата. Индекс промышленного производ- ства в целом по нашему региону с на- чала года впервые опустился ниже 100 % и составил 98,6 %. В декабре си- туация несколько лучше, чем в ноябре, но существенно хуже, чем год назад. По предварительной оценке, в сфере до- бычи полезных ископаемых результаты ожидаются на треть ниже обычных. Существенно сократились объёмы перевозок грузов по железной дороге, ухудшились финансовые показатели, особенно на предприятиях цветной ме- таллургии. Консолидированный бюджет области не досчитается многих сотен миллионов рублей. Осложнилась ситуация в банковской сфере. Возросли процентные ставки по кредитам, снизилась доступность кредит- ных ресурсов. Ухудшается платежеспособность пред- приятий, растёт дебиторская задолжен- ность. Èíòåðâüþ ãóáåðíàòîðà Ìóðìàíñêîé îáëàñòè Þðèÿ Åâäîêèìîâà Ìóðìàí - ðåãèîí äîëãîâðåìåííîé ñòðàòåãè÷åñêîé ïåðñïåêòèâû Îò ïåðâîãî ëèöà
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz