МурманшельфИнфо. 2009, N 4 (9).

Óïðàâëåí÷åñêèå òåõíîëîãèè Administrative technologies заставляют пересмотреть роль частного сектора, пра- вительства, ассоциаций, образовательных и исследова- тельских учреждений в экономическом развитии. Кластеры выявляют прежде всего общие возможно- сти, а не только общие проблемы фирм и компаний всех форм собственности. Образуется синергетический эф- фект внутри кластера. Òàким оáрàçом о÷евидно, ÷то кëàстерû – кëþ÷евоé фактор регионального развития. Первичный анализ показал, что предпосылки для успеш- ного развития кластера в нашем регионе есть. Если рас- смотреть макроуровень, то здесь позитивными фактором являются разработка Штокмановского месторождения и реконструкция Мурманского транспортного узла; наличие развитого промышленного потенциала в регионе; приня- тые решения о передаче передовых технологий от зару- бежных компаний к российским; существование протяжён- ной границы и давних культурных и экономических связей с Финляндией и Норвегией; наличие глубоководного неза- мерзающего порта со свободным выходом в океан. Вместе с тем, в макроэкономике весьма негативным фактором является продолжающийся мировой кризис и резкое падение цен на нефть и газ. И хотя сейчас мы наблюдаем положительную динамику цен на углеводо- роды и небольшой рост экономик ведущих стран мира, кризис, безусловно, еще не преодолён. Улучшить макроэкономические показатели проектов смогли бы решения о создании свободной экономической портовой зоны на территории Мурманской области. Если рассмотреть предпринимательство как движу- щую силу развития кластера, то следует отметить, что в Мурманской области есть значительная, всё возрас- тающая предпринимательская инициатива. В качестве только одного очень интересного примера отмечу, что количество норвежских предпринимателей, фактиче- ски ведущих бизнес в Мурманске, превысило уже два десятка. Áезусловно, существенный импульс этому процессу при- даст решение компании «Штокман Девелопмент АГ» о пре- доставлении дополнительных конкурентных преимуществ при проведении тендерных процессов компаниям, зареги- стрированным на территории Мурманской области. Основная задача для нас сегодня лежит в микроэко- номической плоскости - это мобилизация усилий ре- гиональной власти и бизнес-сообщества на повышение привлекательности Мурманской области как региона для комфортного ведения бизнеса. Надо отметить, что Мурманская область имеет хоро- шую деловую репутацию и внятное региональное за- конодательство. Между ассоциацией «Мурманшельф», Мурманской областной Думой и правительством Мур- economy, where economic policy was strictly centrally regulated, the economic policy based on cluster development implies a greater initiative at the regional and local levels. One of the important factors is an equal contribution of local and foreign companies, united in the cluster, to productivity growth, joint operations and cooperation in problem solution. The emphasis is made on inter-branch links, besides, more initiative is shown on the local level, which is expected to increase competition and, consequently, to increase productivity and competitive ability of the whole region. World experience demonstrates that clusters are a driving force in the structure of the regional economy – they condition a new mode of thought in the economic sphere, they compel us to reconsider the role of the private sector, government, associations, educational and research institutions in economic development. So it is quite obvious that clusters are a key factor of the regional development. The primary analysis indicates that there are prerequisites for successful cluster development in our region. As to the macro-level, the positive factors are the following: development of the Shtokman deposit and reconstruction of the Murmansk Transport Hub; a well-developed industrial potential of the region; adopted decisions on obtaining advanced technologies from foreign companies; common borders with Finland and Norway and long-established cultural and economic links with the countries; a non- freezing deep-sea port with a free outlet to the ocean. At the same time, rather a negative factor in macro- economy now is the lasting world crisis and a sharp drop in oil and gas prices. Although a positive dynamics in prices of hydrocarbons and a slight growth in the economy of the leading countries of the world can be observed now, undoubtedly, the crisis hasn’t been met yet. Macroeconomic indicators of the project could be improved if the decision to create a free economic zone in the Murmansk region was made. If enterprise is regarded as a driving force of cluster development, it should be noted that there is a considerable, steadily growing business initiative in the Murmansk region. As an example I’d like to mention the fact that the number of Norwegian entrepreneurs doing business in Murmansk has already exceeded two dozens. Of course, the decision of Shtokman Development AG to give extra preferences in tender procedures to the companies registered in the Murmansk region will provide a further impetus to this process. At present the major challenge for us in the field of economy is mobilization of the efforts of the regional administration and business community to make a comfortable environment for business activities. Ñèëû, îïðåäåëÿþùèå óñïåõ êëàñòåðà Forces, determining the success of a cluster Ìàêðîóñëîâèÿ Macroconditions Расположение Location Законодательство Legislation Макроэкономика Macroeconomica Ìèêðîïîëèòèêà Micropolitics Региональная Regional Промышленная Industrial Научная Scientific Ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî Entrepreneurship Вход новых фирм Entry of new companies Инновации Innovations Êëàñòåðíûå èíöèàòèâû Cluster initiatives Обучение Training Контакты Contacts Информация Information Географическое положение Мурманской области, незамерзающий порт Geographic location of the Murmansk region, ice-free port Освоение Штокмановского ГКМ Shtokman Стратегия освоения Арктики Strategy of the Arctic exploration Стратегия социально-экономического развития Мурманской области Strategy of social and economic development of the Murmansk region Создание благоприятного инвестицион- ного климата в регионе Creation of favorable investment climate in the region Региональные целевые программы Regional Special-Purpose Programs Создание сетей предпринимателей, включая иностранных Foundation of businessmen networks, including foreign networks Èнôрàструктурà ïоддерæки инновàциé – бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды Infrastructure of support, rendered to innovations – business incubator, technoparks, funds Öентры образовательной поддержки Centre of educational support Отраслевые ассоциации Associations Информационные сети, базы данных Information networks, databases 56 äåêàáðü 2009 № 4 (9) ÌóðìàíøåëüôÈíôî

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz