МурманшельфИнфо. 2009, N 4 (9).

Стратегия развития до 2020 года Идея дальнейшего развития Мурманского порта и пре- вращение его в современный мощный глубоководный порт-хаб формировалась давно. Неоднократные встре- чи с зарубежными специалистами, проявляющими от- крытую заинтересованность в решении этого вопроса стали дополнительным подтверждением правильности выбранного курса. Так, еще в 2004 г. в ходе встречи делегации Министерства торговли США с министром транспорта американская сторона проявила интерес к использованию маршрута по территории России и по Северному морскому пути для доставки контейнеров из Китая и Кореи на восточное побережье США. В марте 2006 года Мурманский порт посетила большая китайская делегация во главе с консулом КНР в Санкт-Петербурге, в ходе которой китайцы не просто проявили заинтересо- ванность в проекте, а поставили вопрос о возможности выделения места для строительства нового порта. В ноябре 2008 года в Париже прошло рабочее совеща- ние с участием заместителя исполнительного директора Международного союза железных дорог (UIC) господина Випин К. Шарма, руководителя проектов международных коридоров UIC господина Стига Нердала, представите- лей ОАО «РЖД», ОАО «Мурманский морской торговый порт», железных дорог Финляндии, Германии, Китая, Ин- дии и др., в ходе которого были обсуждены перспекти- вы включения порта Мурманск в схему международных транспортных коридоров. В марте этого года порт по- сетила корейская делегация. Зарубежные коллеги проводят исследования по ис- пользованию Севморпути в схемах доставки грузов. Сформированная на правительственном уровне поли- тика дальнейшего развития Арктики и Северного морско- го пути, призванная защитить геополитические интересы России, открывает новые перспективы для развития Мурманска, как базового порта на трассе Севморпути. Освоение богатств арктического шельфа также потребу- ет новых схем доставки грузов конечным потребителям. Минтранс рассматривает вопрос развития внутренних водных путей, использование которых при перевозках яв- ляется более экономичным и экологически безопасным по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом. Развитие внутренних водных коммуника- ций позволит обеспечить доставку грузов из труднодо- ступных районов в крупные морские порты, произвести быстрое укрупнение судовых партий и наоборот. Даль- нейшее развитие Беломоро-Балтийской системы и других северных путей позволят включить Мурманский транспортный узел в схему доставки грузов. Работа по стратегии развития Мурманского транспорт- ного узла проводилась с участием специалистов порта. В утвержденную программу входят объекты реконструк- ции и строительства в пределах действующей террито- рии Мурманского порта. Развитие арктической нефтегазодобычи (Штокман, Варандей, другие месторождения), реализация проектов развития транспортных коридоров приведут к увеличе- нию перевозок через Мурманск народнохозяйственных грузов (оборудования, труб, контейнеров и др.). По расчётам экспертов в ближайшие пять лет потре- бление минеральных удобрений в мире увеличится почти на 14%. С развитием Штокмана и газификацией Кольского полуострова станет возможной реализация проектов по строительству заводов для производства минераль- ных удобрений с учетом имеющейся местной сырьевой базы. Потребуются соответствующие мощности для экс- порта не только апатитового концентрата, но и произве- дённых минеральных удобрений. На ближайшие десятилетия Россия останется крупней- шим экспортёром угля на рынки Европы. Дополнитель- ным тому подтверждением является наличие у ММТП долгосрочных договоров на перевалку угля с крупнейши- ми угольными трейдерами. В соответствии с результатами проведенных анали- тических исследований и необходимостью дальнейшего развития в комплексе с предстоящим развитием Мур- of Railways (UIC) Mr. Vipin K. Sharma, the Project Head of international corridors UIC Mr. Stig Nerdal, representatives of Russian Railways JSC, Murmansk Commercial Seaport, railways of Finland, Germany, China, India; during this meeting were discussed prospects of including Murmansk port to the scheme of international transport corridors. In March this year the port was visited by the delegation from Korea. Foreign colleagues conduct researches on the use of Northern Sea Route in the scheme of cargo delivery. Policy of further development of the Arctic and Northern Sea Route formed on governmental level and aimed at protecting geopolitical interests of Russia gives new prospects for development of Murmansk as a basic port along the Northern Sea Route. Exploration of the Arctic shelf also needs new schemes of cargo delivery to the final consumers. The Ministry of Transport also considers the issue of development of inner waterways as their use while transporting cargos seem to be more economizing and ecologically secure comparing with car transport or railway transport. Development of inner waterways will provide cargos delivery from difficult grounds to big Seaports to consolidate shipments and vice versa. Further development of Belomorsky and Baltic system as well as other northern routes will allow including Murmansk Transport Hub to the scheme of cargo delivery. The Ministry of Transport of Russia evaluates the Murmansk Transport Hub as one of prior projects in the development strategy of transport of the Russian Federation as the object of concentration of common efforts of the state and business. To witness it by the Government Executive Order from 08.12.2008 N 1821-p was decided to implement complex investment project “Development of Murmansk Transport Hub” (MTH) and were devoted considerable budget funds. The project of MTH development is the part of the Federal Target program “Development of transport system of Russia (2010-2015)”. Works on the development strategy of Murmansk Transport Hub was done together with the port specialist, that’s why the objects of reconstruction and construction on the territory of Murmansk port are included into the approved program. Development of Arctic oil and gas projects (Shtokman, Varandey, other fields), realization of projects, developing transport corridors will initiate the growth of transportations via Murmansk, mostly economic cargos (equipment, pipes, containers, etc.) According to the experts’ evaluation in the coming 5 years the use of mineral fertilizers in the world will increase for almost 14%. Along with Shtokman development and gasification of the Kola Peninsula it will become possible to implement projects on construction of the Fertilizer Manufacturing Plant taking into consideration the available local raw material base. Then we shall need the relevant capacities December 2009 № 4 (9) MurmanshelfInfo 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz