МурманшельфИнфо. 2009, N 4 (9).

4. В течение 5 лет с момента постановки на учёт рези- дент освобождается от налога на имущество и от земель- ного налога. 5. В течение 5 лет резидент освобождается от уплаты транспортного налога. 6. Налоговая ставка по налогу на прибыль в части ре- гионального бюджета может быть снижена. Согласно статистическим исследованиям, среднегодо- вые темпы роста грузооборота портов в развитых странах с наличием статуса «свободного порта» в 2 раза превы- шают темпы роста грузооборота портов без такого стату- са, а в развивающихся странах в 2,5 раза соответственно. Практически все морские порты Прибалтийского региона Европейского Союза имеют статус «свободного» морско- го порта. Следует особо отметить, наличие ПОЭЗ во всех без исключения крупнейших контейнерных портах мира. Например, Норвегия объявила порт Киркенес (240 км от Мурманска) «свободным». Грузооборот порта с 1993 г. вырос в 19 раз в основном за счёт российских грузов. Не может не беспокоить то обстоятельство, что после вступления России в ВТО и выравнивания железнодорож- ных тарифов, большая часть грузов уйдёт в зарубежные порты со «свободными» зонами, так как там ниже налоги, а следовательно и портовые сборы. Единственный путь по- вышения конкурентоспособности Мурманского порта - это придание ему статуса особой экономической зоны. При этом грузовладельцы и резиденты ПОЭЗ смогут восполь- зоваться режимом свободной таможенной зоны. При таком режиме иностранные товары размещаются и используют- ся в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без примене- ния запретов и ограничений экономического характера. Промышленное оборудование, ввозимое на территорию ОЭЗ не облагается НДС и таможенными пошлинами. Рос- сийские товары размещаются и используются на услови- ях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывоз- ных таможенных пошлин. Сырьё, получаемое с таможен- ной территории РФ, используется на условиях таможен- ного режима экспорта. Резиденты ОЭЗ ежегодно обязаны предоставлять в таможенный орган сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в ОЭЗ. Товары, не указанные в заявлении, не подлежат помещению под режим свободной экономической зоны. Особая экономическая зона представляет собой одну из форм государственно-частного партнёрства. Суть парт- нёрства - государство создаёт объекты обеспечивающей инфраструктуры, а частный бизнес создаёт производ- ственные мощности. В случае с Мурманским транспорт- ным узлом государством запланированы масштабные ин- вестиции в транспортную инфраструктуру. Инвестиции 1-й очереди 91,9 млрд руб. (показате- ли стоимости приведены в ценах 2007 года) Строительство железнодорожной ветки Выходной – y y Лавна (новая трасса 28 км, реконструкция 11 км, 4 стан- ции, укладка 109,3 км путей), количество пар поездов в 2015 году – 12, в 2020 - 28, стоимость 38,2 млрд руб., федеральный бюджет. Дооборудование акватории Кольского залива для y y обеспечения безопасного мореплавания судов дедвей- том до 300 тыс. тонн, стоимость 0,8 млрд руб., федераль- ный бюджет. Строительство угольного терминала на западном y y берегу Кольского залива проектной мощностью 18 млн тонн в год, стоимость 12,7 млрд руб., частный инвестор. Строительство нефтяного терминала на западном бе- y y регу Кольского залива проектной мощностью 35 млн тонн в год, стоимость 40,2 млрд руб., частный инвестор. Инвестиции 2-й очереди 36,4 млрд руб. Строительство автодорожных подъездов к портовым y y терминалам (20,3 км, 6 путепроводов, 1 развязка), стои- мость 7,6 млрд руб., федеральный бюджет. Реконструкция железнодорожной инфраструктуры, y y связанной со строительством контейнерного терминала (укладка 50 км путей, 4 станции), увеличение пропуск- ной способности на 18 пар поездов, стоимость 10,6 млрд руб., смешанные инвестиции. Russian goods are stored and used on conditions applied to export in compliance with the customs regulations for export, which stipulate excise but no export duty. Raw materials brought from the customs territory of Russia are used on conditions of the customs regulations for export. Goods that are not declared can’t be delivered to and stored in the free economic zone. A special economic zone is one of the forms of state-private partnership. The essence of the partnership is the following – the state creates objects providing the infrastructure, while the private business creates production facilities. As for the Murmansk transport nodal point, the state has planned large-scale investment in the transport infrastructure. First stage investment makes up 91,9 billion rubles (costs are given in the prices of 2007) Construction of a branch railway Vykhodnoy – Lavna y y (new lines 28 km long, reconstruction of the line 11 km long, 4 stations, 109,3 km of tracking), 12 pairs of trains in 2015, 28 pairs of trains in 2020, 38,2 billion rubles worth, federal budget. Additional equipment of the Kola Bay water area to provide y y safe navigation of vessels of deadweight capacity up to 300 thousand tons, 0,8 billion rubles worth, federal budget. Construction of a coal terminal on the western shore of y y the Kola Bay – the estimated capacity is 18 mln tons of coal a year, 12,7 billion rubles worth, private sector. Construction of the oil terminal on the western shore of y y the Kola Bay – the estimated capacity is 35 million tons a year, 40,2 billion rubles worth, private sector. Структура органов управления особой экономической зоны Regulatory body structure of SEZ Система управления МТУ (вариант ОЭЗ портового типа) Administrative system of MTH (the variant of SEZ) Second stage investment makes up 36,4 billion rubles Construction of driveways to the port terminals (20,3 y y km, 6 overpasses, 1 junction) 7,6 billion rubles worth, federal budget. Reconstruction of railway infrastructure connected y y with the construction of container terminal (50 km tracking, 4 stations), increase in terminal capacity up to 18 pairs of trains, 10,6 billion rubles worth, combined investment. Construction of a container terminal close to berth y y No 19, the estimated capacity is 1 million TEU a year, 15,7 billion rubles worth (including hydraulic facilities 9,3 billion rubles worth, ground-based facilities and equipment 6,4 billion rubles worth), combined investment. Distributing complex, the capacity is 150 thousand TEU y y a year, the cost is 10 billion rubles, private investor. Constructions of coordination and logistics centre 0,6 y y billion rubles worth, private investor. Reconstruction of the coal terminal on the eastern y y shore of the Kola Bay the estimated capacity is 9,6 million tons a year, 1,9 billion rubles worth, private investor. The creation of the PSEZ coincides perfectly with the execution of complex development project of the Murmansk tranport nodal point financed within the framework of the sub-programme “Development of transport service export”, a part of the federal task December 2009 № 4 (9) MurmanshelfInfo 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz