МурманшельфИнфо. 2009, N 4 (9).

somewhat again – up to 0.67% (at the population share of 0.59%). (Table 4). Share of foodstuffs grew in the retail turnover structure (from 53.9% in 1H 2008 to 54.8% in 1H 2009). Real volume of paid services to population decreased also, compared to 1H 2008 (by 5.1%, amounting RUR 19.1 billion). In contrast to the retail trade the recession rate was higher than the country’s average (3.7%), but somewhat less than the one for NWFD (5.3%). Nevertheless by some services growth was registered: tourism – by 26.6%, communication – by 15.9%, veterinary – by 4.1%. Investments: growth continued In the first half of 2009 the high investment growth rate reached in 2008 continued in the region (see table). For the past six months the main factor of investment growth rate was the purchase of sea transport vessels. Because of that share of investments in the activity “transport and communication” grew over two times and reached 38.7% in their total volume in the region compared to 1H 2008. The second place by share in the total investment volume is occupied by “extraction of minerals” – 29.1%. (Table 5). Structure of investment financing sources changed compared to 1H 2008. Share of companies’ internal funds decreased from 68.1% to 45.0%. Investments increase was mainly provided by such an external source as “funds from organizations of higher level” (holdings). Its share accounted for 26.8% that is by 17.4 percentage points (p.p.) higher than in 1H 2008. Share of bank loans grew considerably – from 5.3% in 1H 2008 to 15.6% in 1H 2009. Role of the budget funding in structure of investment financing decreased in the first half of 2009. Their aggregate share (including all levels of the budget system) accounted for 7.3% that is by 5.5 p.p. less than in 1H 2008. Share of investments from the regional budget decreased most (from 4.3% to 1.2%), while share of funding from the federal budget somewhat grew (from 4.3 to 5.0%). In spite of the considerable investment growth construction did not grow, but decreased by 39% accounting for RUR 3.8 billion against 1H 2008. This is explained by the changes in “technological” investment structure: share of machines, equipment and transport means in total investment volume reached 77.8% in 1H 2009, while the Russian average accounted for 30.7%. In 1H 2009 in the region 11,000 square meters of the apartment buildings where put in the operation, which was much more than that for the same period of 2008, but still did not correspond to real demands of the population. Inflation is lower than a year ago During the first months of 2009 in Russia high (outstripping the corresponding period of the previous year) inflation rates were observed, that was caused by ruble devaluation under the influence of the global financial crisis. However in 1П 2009 г. сменились спадом (на 1,7% к 1П 2008 г., табл.4). Однако в Мурманской области такой спад был меньше чем в целом по России и в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), где он составил соот- ветственно 3,0% и 5,4%. Из-за таких различий темпов спада доля Мурманской области в общероссийском объеме розничного товарооборота вновь несколько вы- росла - до 0,67% (при доле численности населения об- ласти 0,59%). В структуре розничного товарооборота возросла доля продовольственных товаров (с 53,9% в 1П 2008 г. до 54,8% в 1П 2009). Реальный объём платных услуг населению также со- кратился по сравнению с 1П 2008 г. на 5,1%, составив 19,1 млрд руб. В отличие от розничного товарооборота темп такого спада был выше, чем в среднем по стране (3,7%), но чуть меньше, чем по СЗФО (5,3%). Тем не ме- нее, по некоторым видам услуг зарегистрирован рост: туристских – на 26,6%, услуг связи – на 15,9%, ветери- нарных услуг – на 4,1%. Инвестиции: рост продолжился В первом полугодии 2009 г. в Мурманской области сохранился высокий темп роста инвестиций, который был достигнут в 2008 г. Главным фактором роста ин- вестиций в истёкшем полугодии было приобретение морских транспортных судов. За счет этого доля инве- стиций по виду деятельности «транспорт и связь» в их общем объеме по области возросла по сравнению с 1П 2008 г. более чем в два раза и достигла 38,7%. На втором месте по доле в общем объёме - инвестиции по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - 29,1%. (табл. 5). В структуре источников финансирования инвестиций произошли заметные изменения по сравнению с 1П Табл. 6. Индексы потребительских цен, %, июнь 2009 к декабрю 2008 г. Table 6. Consumer price indices, June 2009 to December 2008, % increase. Табл. 5. Инвестиции в основной капитал Table 5. Investments in fixed capital В текущих ценах, млн. руб. Value in current prices, mln. RUR Реальный темп прироста, %: Мурманская обл. Real change, %: Murmansk region Россия Russia 19816 47,4 - 18,8 2006 2007 2008 1П 2009 24505 12,6 13,0 25928 - 7,7 21,1 45575 49,1 9,8 2008 г. Доля собственных средств предприятий сокра- тилась с 68,1% до 45,0%. Основной прирост объёма инвестиций обеспечил такой источник из группы при- влечённых средств, как «средства вышестоящих орга- низаций» (холдингов). Его доля составила 26,8%, что на 17,4 процентных пунктов больше, чем в 1П 2008 г. Существенно возросла доля кредитов банков – с 5,3% в 1П 2008 г. до 15,6% в 1П 2009. Роль бюджетных средств в структуре источников фи- нансирования инвестиций в первом полугодии 2009 г. снизилась. Их совокупная доля составила 7,3%, что на 5,5 п.п. меньше, чем в 1П 2008 г. В наибольшей степени сократилась доля инвестиционных средств из област- ного бюджета (с 4,3 до 1,2%), а доля средств из феде- рального бюджета несколько возросла (с 4,3 до 5,0%). Несмотря на существенный рост инвестиций объём строительных работ не только не возрос, а уменьшил- ся против 1П 2008 г. на 39%, составив 3,8 млрд руб. Это объясняется изменением видовой структуры ин- вестиций: доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объёме инвестиций достигла в 1П 2009 г. 77,8%, в то время как в среднем по России она составляла 30,7%. В 1П 2009 г. в области было введено 11 тыс. кв. м жилья, что хотя значительно больше, чем за тот же период 2008 г., но по-прежнему не соответ- ствует масштабу реальных потребностей населения. в том числе including Товары и услуги Goods and services Продовольст- венные товары Food & be verages 107,0 107,6 107,9 Непродовольст- венные товары Non-food goods 106,3 106,0 106,7 Платные услуги населению Paid services 109,6 109,6 109,7 Российская Федерация Russian Federation СЗФО NWFD Мурманская область Murmansk region 107,4 107,5 108,0 Источник Мурманскстат Source Murmanskstаt Источник Росстат Source Rosstat December 2009 № 4 (9) MurmanshelfInfo 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz