МурманшельфИнфо. 2009, N 3 (8).
РПК на экспорт было отправлено несколько миллионов тонн нефти. Сегодня эта схема усовершенствована, и танкеры-челноки везут нефть не в танкеры-отвозчики, а в танкер–накопитель «Белокаменка» дедвейтом 360 тыс. тонн который оперируется ЗАО «Роснефтефлот». Танкер был построен в Японии в 1980 году компанией Mitsui Eng, переоборудование в плавучее хранилище про- шёл в Арабских Эмиратах. Российский флаг на танкере был поднят 30 декабря 2003 года, поставлен на бочки в Кольском заливе 14 февраля 2004-го зафрахтован на 20 лет. Эксплуатацией танкера занимается совместное норвежско-российское предприятие ООО «Нефтяной терминал «Белокаменка». В апреле 2003 года глава «Роснефти» Сергей Бог- данчиков заявил, что компания планирует создать транспортно-технологическую схему по ежегодной пе- ревалке 6 миллионов тонн нефти через Архангельскую нефтебазу, которую она приобрела в собственность. Нефть доставляется до Котласа по трубопроводу «Уса- Ухта», затем в железнодорожных цистернах от станции Приводино перевозится в Архангельск, а оттуда, с неф- теналивного терминала Талаги танкеры-челноки пере- возят ее в Кольский залив в танкер-накопитель «Бело- каменка». Сюда же доставляется нефть с Варандея, а в будущем и с Приразломного месторождения танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тысяч тонн. Рейдовый причал обеспечил круглогодичную перевал- ку нефти с танкера-накопителя на танкер-отвозчик. Всего с момента начала работы нефтяного термина- ла «Белокаменка» отправлено на экспорт 20 млн тонн нефти. Этот показатель был достигнут в 3 часа 15 минут 19 июня 2009 года. В 2009 году планируется перевалить через терминал более 8 млн тонн нефти. В 2008 году на экспорт ушло 4,2 млн тонн. Компания «Совкомфлот» в целях решения вопросов обеспечения безопасности швартовки танкеров к «Бе- локаменке» заказала и привела в Кольский залив три новых мощных буксира - «Капитан Авдюков», «Капитан Реутов» и «Капитан Попов». Возможность отправлять на экспорт нефть Тимано- Печоры появилась с созданием Мурманским морским пароходством в 2000 году у поселка Варандей подвод- ного отгрузочного терминала. 17 августа 2000 года в тан- кер «Волгоград» была отгружена первая партия нефти, а 6 февраля 2001 года состоялась и первая зимняя от- грузка. Операцию обеспечивал дизель-электрический ледокол «Капитан Николаев», переоборудованный в ЛОРОН – ледокол обеспечения рейдовой отгрузки неф- ти. 3 сентября 2002 года на дно Печорского моря была установлена стальная конструкция (Arctic SAL) – новый, более производительный подводный терминал. Первая отгрузка более чем двадцати тысяч кубометров нефти через новый АППТ на танкер «Саратов» была выполнена 25 сентября 2002 года. Арктический подводный перегрузочный терминал ОАО ММП действовал до 2008 года. Свою роль и пред- назначение АППТ исполнил в полном объеме, окупив вложенные в его строительство средства, принеся владельцам прибыль, обеспечив нефтяным компаниям возможность отправки нефти на экспорт морским пу- тем. ММП, создав этот арктический терминал выпол- нило стратегически важную для России задачу, открыв новый путь «чёрному золоту» на экспорт, разработав и внедрив уникальную транспортно-технологическую систему, показав другим компаниям пути решения проблем транспортировки нефти и на несколько лет опередило другие компании в применении новаторских решений в этом сложнейшем вопросе, став первопро- ходцем на том пути, по которому за ним пошли другие. В марте 2008 года вошёл в строй Варандейский тер- минал НК «ЛУКОЙЛ» (СМЛОП - стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал). Варандейский нефтяной отгрузочный терминал клас- са РС КЕ (*) МСП А2И был спроектирован Центральным конструкторским бюро «Коралл», а воплощён в метал- ле на заводе строительных металлоконструкций ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». В августе 2007 года LUKOIL JSC – is a leading vertical-integrated oil company of Russia. Its main activities are oil prospecting and oil extracting operations, production and sale of oil products. LUKOIL is the second biggest oil company in the world, judging from the amount of proved hydrocarbon reserves. Company plays a key role in the energy sector of Russia; it extracts 20% of Russian-wide oil output and 19% of Russia- wide oil refinery. LUKOIL owns significant refining capacities in Russia and abroad. The company owns 4 big oil refineries on the territory of Russia - in Perm, Volgograd, Ukhta and Nizhny Novgorod. Foreign oil refineries of the company are situated in the Ukraine, Bulgaria and Romania, its total capacity is about 17,8 mln tons a year. The marketing network of LUKOIL covers 18 countries of the world, including Russia, CIS countries, European states, the USA. 42 сентябрь 2009 № 3 (8) МурманшельфИнфо of. The oil was brought to Kotlas via the pipeline Usa-Ukhta, after that in tank cars from the railway station Privodino oil was transferred to Arkhangelsk, and from that point from the crude oil loading terminal Talagi carrier tankers brought it to the Kola Bay, to the Belokamenka storage tanker. The oil from Varandei was brought to the same place, and in future also the oil from the Prirazlomnoye deposit would be shipped here by the enhancement ice reinforcement tankers of 70 thousand tons deadweight. The offshore mooring provided for the all year round oil transfer reloading from the storage tanker to the sea-going tankers. All together from the moment when Belokamenka oil terminal started functioning by the mid of 2009 20 million tons of oil were exported. This index was achieved at 3.15 on the 19th of June 2009. It is planned to transfer more than 8 million tons of oil via the terminal this year. In 2008 the total amount of 4,2 million tons was exported. Sovkomflot has brought three new powerful tugs – Captain Avdukov, Captain Reutov and Captain Popov - to the Kola Bay in order to provide security of tankers’ mooring to the Belokamenka. The opportunity to export the oil from the Timan Pechora region appeared due to the construction of underwater export terminal near the settlement of Varandei by the Murmansk Shipping Company (MSC) in 2000. On the 17th of August 2000 the first shipment of oil was loaded to the tanker Volgograd, and on the 6th of February 2001 the first winter shipping took place. The operation was maintained by diesel- electric ice-breaker Captain Nikolaev, reequipped to the icebreaker for the maintenance of offshore oil transshipment. On the 3rd of September 2002 a steel construction (Arctic SAL) was fixed on the bottom of the Pechora Sea being the
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz