МурманшельфИнфо. 2009, N 3 (8).

Немного истории Долгие годы главным фактором, сдерживавшим раз- витие нефтедобычи в арктическом регионе, являлось отсутствие региональной нефтетранспортной системы с соответствующей инфраструктурой. Первая отправка нефти на экспорт с острова Кол- гуев, которая добывалась АМНГР и АНГРЭ, датирует- ся 1993 годом. Тогда танкер загружали с небольших судов-разпаузчиков, и лишь позже стали перекачивать нефть из берегового резервуарного парка по постро- енному подводному дюкеру. Партия газоконденсата из Харасавэя (Ямал) через подводный дюкер впервые была отгружена в Финлян- дию в 1994 году. Это был пилотный проект, доказавший возможность экспорта продукции нефтяников и газови- ков танкерным флотом. В 1995 году была отработана технология вывоза газоконденсата с перегрузкой его из речных танкеров (разпаузчиков) в танкеры дедвейтом двадцать тысяч тонн, а также отправка углеводородно- го сырья из портопункта Сабеты в ледовых условиях. Этот эксперимент состоялся в рамках международной программы АRCDEV. В финский танкер «Уйкку», кото- рый пробился в Обскую губу под проводкой дизель- электрического ледокола «Капитан Драницын» и атомо- хода «Россия», газоконденсат перегружался на судно по трубопроводу, проложенному по льду. Технология вывоза нефти из Приобъя в зимних условиях оказалась слишком затратной. Нефтегазовая отрасль Oil and gas НК «Роснефть» - крупнейшая в России компания по объемам добычи нефти, 75% уставного капитала «Роснефти» принадлежит государству. На сегодняшний день в структуру этой вертикально- интегрированной нефтяной компании (ВИНК) входит 17 добывающих, 8 перерабатывающих, 5 сервисных и 37 сбытовых предприятий. На первое место по добыче нефти среди российских компаний «Роснефть» вышла в 2007 г., добыв свыше 100 млн т «чёрного золота». Чистая прибыль нефтяной компании по US GAAP в 2008 г. составила 11,12 млрд долл, выручка – 68,99 млрд долл. В 2000 году за реализацию проекта взялось Мур- манское морское пароходство, которому в этот летне- осенний период удалось вывезти 44,5 тысячи тонн, до- ведя объемы вывоза в 2003 году до 218 тысяч тонн. В 2004 году перевозкой нефти занялась дочка «ЛУКОЙЛа» «Калининградморнефть», а затем ООО «Северная Сти- видорская Компания». За два года (2005-2006) объемы вывоза нефти возросли почти в два раза. Таких показа- телей удалось добиться благодаря установке в Обской губе танкера-накопителя «Североморск». Этот шаг по- зволил избежать простоев судов. Танкеры-отвозчики Мурманского морского пароходства доставляли нефть из Обской губы в Кольский залив на накопитель «Трейдер», а отсюда она крупными партиями уходила на экспорт. Но это были небольшие объемы, не игравшие суще- ственной роли в решении задачи вывоза крупных пар- тий «чёрного золота» на экспорт, и в первую очередь нефти месторождений Тимано-Печоры. Решить страте- гически важную задачу удалось специалистам Мурман- ского морского пароходства, когда они предложили фи- дерную схему вывоза нефти. Эта схема предполагала челночную перевозку нефти танкерами ледового класса до созданного в районе Мурманска морского рейдового перевалочного комплекса и далее линейными танкера- ми до Роттердама. Она предполагала установку в Коль- ском заливе танкера-отвозчика дедвейтом не менее 100 тысяч тонн, в который танкеры-челноки доставляли нефть Варандея и из нефтепорта Белое море. Удельные затраты при фидерной схеме перевозки до Роттердама на 5–12% ниже, чем при прямой перевозке. Через этот Rosneft is the biggest company in Russia according to the oil output, 75 % of its nominal capital belongs to the state. Nowadays this vertically-integrated oil ompany (VIOC) consists of 17 upstream enterprises, 8 processors, 5 service companies and 37 marketing enterprises. In 2007 Rosneft took the first place, according to its oil output, having extracted more than 100 million tons of oil. The company works practically in all oil and gas regions of Russia, including Timan Pechora, where it implements offshore projects. September 2009 № 3 (8) MurmanshelfInfo 41 Some facts from the history For many years the main factor, preventing development of oil extraction in the Arctic region, was the absence of regional oil transportation system with the corresponding infrastructure. The first shipping of oil for export from Kolguev Island, which was extracted by AMNGR and ANGRE, is dated back to 1993. At that time a tanker was loaded with the help of small ships, and later they started pumping the oil from the onshore reservoir park via the ready-built underwater bottom pipe. The first shipment of gas condensate from the Kharasavey (Yamal) to Finland via underwater pipe occurred in 1994. It was a pilot project, proving that it is possible to export oil and gas production by means of tanker fleet. In 1995 the technology of gas condensate shipping by reloading it from river tankers to the tankers of 20 thousand tons deadweight was elaborated, as well as the shipping of hydrocarbons from the Sabety port under ice conditions. This experiment took place within the framework of the International program ÀRCDEV. The Finnish tanker Uikku came up to the Gulf of Ob under the ice escort of diesel-electric ice-breaker Captain Dranitsin and atomic ice-breaker Siberia, the tanker was loaded with gas condensate via the pipeline, fixed in the ice. Technology of shipping oil from the Ob region in the wintertime however turned out to be too money-consuming. In 2000 Murmansk Shipping Company started to implement the project, during that summer-autumn period it managed to take out 44,5 thousand tons of oil, bringing the volume of export up to 218 thousand tons in 2003. In 2004 LUKOIL’s daughter company Kaliningradmorneft started dealing with oil export, and then it was Severnaya Stividorskaya Company LLC. For two years (2005-2006) the volume of oil export increased by two times. It became possible to achieve such results due to the fact that storage tanker Severomorsk was located in the Gulf of Ob. It let avoid demurrage of ships. Sea- going tankers of the Murmansk Shipping Company brought the oil from the Gulf of Ob to the storage bunker Trader in the Kola Bay, and from this point it was exported further. But these were just small volumes, not playing a significant part in the issues of exporting large shipments of the black gold, primarily, from the deposits of Timan Pechora region. The specialists of the Murmansk Shipping Company managed to solve this complicated task, when they offered to use the feeder scheme of oil shipping. This scheme stipulated to locate a sea-going tanker of the deadweight of min 100 thousand tons in the Kola Bay, to which the oil from the Varandei and from the oil port White Sea could be brought by carrier-tankers. Cost per unit of the shipment to Rotterdam according to the feeder scheme proved to be 5-12% lower then using direct shipping. Via this offshore transfer complex several million tons of oil were exported. Today this scheme has been improved, and the carrier-tankers bring the oil not to the sea going tankers, but to the storage tanker Belokamenka of 360 thousand tons deadweight, operated by Rosnefteflot. The tanker was constructed in Japan in 1980 by the Mitsui Eng company, after what it was reconstructed into a floating storage in the Arab Emirates. The tanker is operated by a joint Russian- Norwegian Company Oil Terminal Belokamenka LLC. In April 2003 theHead of Rosneft Sergey Bogdanchikov said, that the company planed to create a transport-technological scheme on annual transshipment of 6 million tons of oil via the Arkhangelsk oil plant, which the company took possession

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz