МурманшельфИнфо. 2009, N 3 (8).
Нефть на экспорт через Кольский залив Oil for export via the Kola Bay Юрий БАНЬКО by Yury Banko Мурманский порт и Кольский залив в планах правительства по развитию транспортной си- стемы России стали занимать подобающее место лишь в начале 21 века, когда пришло понимание того, что лучшего места для круглогодичной отправки нефти на экспорт в нашей стране нет. Порты Черного и Балтийского морей не могут принимать у своих нефтеналивных причалов супертанкеры - выход на просторы Мирового океана регулируется узкими проливами, к тому же северная часть Балтийского моря покрывается льдом в зимнее время, что требует использования танкеров ледо- вого класса и ледовой проводки. Всех этих недостатков лишён Кольский залив. К сожалению, в январе 2003 года бывший председатель правительства России Михаил Касьянов отказал пяти крупнейшим отечественным нефтегазовым компаниям построить на свои средства нефтепровод «Западная Сибирь – Мурманск» и терминал по отгрузке 50 миллионов тонн нефти в год на берегу Кольского залива. Это недальновидное решение не позволило создать в Мурманске крупный нефтеперевалочный комплекс и кардинально решить проблему с морской транспорти- ровкой российской нефти на экспорт, добываемой в Западной Сибири и на Тимано-Печоре. В октябре 2003 года на заседании Госсовета под председательством президента России Вла- димира Путина была рассмотрена и одобрена «Транспортная стратегия РФ», которая предусма- тривала строительство нефтепровода и причального комплекса в составе терминала отгрузки нефти на Кольском полуострове. Но дело с мертвой точки не сдвинулось. События, связанные с проблемой прокачки нефти через Белоруссию, заставили правительство России, АК «Транс- нефть» заняться строительством БТС-2 (Балтийской трубопроводной системы) Унеча - Приморск для создания обходного пути для поставок нефти зарубежным партнерам. А ведь проблема могла быть решена еще несколько лет назад. Ведь именно Мурманский порт является особо значимым с точки зрения обеспечения экономической безопасности России, ее стратегических интересов, сохранения транзитного потенциала. Частные компании оказались дальновиднее и самостоя- тельно организовали перевалку нефти через Кольский залив в круглогодичном режиме. Murmansk port as well as the Kola Bay have taken their niche in the plans of the Government on development of transport system of Russia only in the 21st century, when the Government realized that there is no better place for year-round export of oil in our country: the ports of the Black and the Baltic seas can’t receive supertankers at their oil-loading terminals – the way out to the World ocean is regulated by inlets, and the northern part of the Baltic Sea is covered by ice in the winter time, such conditions demand the use of ice- reinforcement tankers and ice channeling. The Kola Bay is free from these disadvantages. Unfortunately, in January 2003, the former Chairman of the Government of Russia Mikhail Kasjanov refused 5 biggest national oil and gas companies to build at their own expenses oil pipe-line “Western Siberia- Murmansk” and oil terminal (50 million tons of oil per year) on the coast of the Kola Bay. This short-sighted decision did not allow to create in Murmansk the biggest transshipment terminal and cardinally to solve the problemwith marine transportation of Russian oil for export, extracted in the Western Siberia and in the Timan Pechora region. In October 2003 at the meeting of State Council with the President of Russia Vladimir Putin in the chair, Transport Strategy of RF was examined and approved stipulating the construction of oil pipeline and berthing complex as part of the oil terminal on the Kola Peninsula. But the issue got nowhere. Events, connected with the problem of oil pumping via Belorussia, made the Government of Russia, that is Transneft stock company, turn to building the Unecha – Primorsk Baltic Pipeline System-2 (BPS-2) to create alternative route to deliver oil to foreign partners. But the problem could have been solved several years before. As it is Murmansk port plays a significant role from the point of view of guaranteeing economic security of Russia, its strategic interests, preservation of transit potential. Private companies turned out to be clear-sighted and organized transportation of oil via Kola Bay all year round themselves. 40 сентябрь 2009 № 3 (8) МурманшельфИнфо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz