МурманшельфИнфо. 2009, N 3 (8).
щадкой. Позаимствовав опыт у американских компаний, Норвегия создала свой мощный строительный комплекс по возведению буровых платформ, созданию новейших образцов добычной техники, в том числе с подводным заканчиванием. Норвежские компании стали лидерами на мировом рынке подводного и бурового оборудова- ния, плавучих систем нефтедобычи, хранения, отгрузки и услуг по обслуживанию. Норвегия создала уникальные модели сотрудничества партнёров нефтегазовой про- мышленности, объединённых в организацию INTSOK, и научно-исследовательских учреждений. В Ставангере построено немало бетонных буровых платформ. К примеру, возведенная для месторождения Статфьёрд платформа составила по высоте 223 метра. Четыре 175-метровые железобетонные колонны, на кото- рых расположено верхнее строение высотой 30 метров, опираются под водой на 24 блока основания высотой 18 метров каждое, одновременно служащие ёмкостями для хранения добытой нефти. Через две из четырёх опорных колонн можно пробурить 42 скважины. Венцом же строительной индустрии по возведению платформ стал колосс для месторождения «Тролль», от- крытого в 1986 году, где газ предстояло добывать при глубине моря в 303 метра. В мае 1995 года было завер- шено строительство платформы TSGA, обошедшееся Норвегии в 120 миллиардов крон. При высоте 472 метра она весила более 1 миллиона тонн. (Из стали затрачен- ной на арматуру для платформы, можно было возвести 15 Эйфелевых башен). Стенки каждой из четырех опор диаметром 30 м имеют толщину 120 см и состоят из осо- бо прочного железобетона. Газ с этого месторождения поступает по подводному трубопроводу на сушу и после обработки отправляется на экспорт. Освоение шельфа начиналось с переделанных в бу- ровые платформы китобойные суда. Затем появились бетонные платформы. Следующим этапом развития добычных технологий стали полупогружные буровые и технологические установки из стали. Месторождения Ормен Ланге и Белоснежка определили ещё один важ- нейший этап развития морских добычных технологий – создание подводных добычных комплексов, что осо- бенно важно в арктических условиях. В качестве инструмента для разведки и разработки нефтегазовых месторождений, а также транспортировки сырой нефти и СПГ, Норвегия имеет около 150 танкеров, почти 400 судов обслуживания деятельности на конти- нентальном шельфе, более 60 буровых судов и плат- форм, из которых 41 добывают нефть и газ на шельфе. Норвежские месторождения газа с европейскими по- требителями соединяют подводные газопроводы. Пер- вый из них появился в 1985 году, а сегодня их общая про- тяженность составляет почти 8 000 км. Два трубопровода идут в Великобританию и 5 в Германию. Один из трубо- проводов протяженностью 1 200 км, идущий в Велико- британию, проложен от месторождения Ормен Ланге, на- ходящегося на глубине 1 100 метров от уровня моря. Изменялись и масштабы создаваемых заводов по пе- реработке газа и его транспортировке. Если площадь завода в Ормен Ланге равна площади 100 футбольных полей, то завод СПГ на острове Мелкойя в несколько раз меньше. Эти технологии могут найти применение при разработке Штокмановского ГКМ. Все дело в том, что в России 98% добываемой нефти приходится на конти- нентальные месторождения. Штокмановское ГКМ – одна из первых морских разработок. Естественно это будет представлять определенные трудности, и опыт Норвегии в решении технических и технологических проблем ока- жется незаменимым. Именно из этих соображений исхо- дило руководство «Газпрома», пригласив в консорциум по разработке Штокмановского ГКМ «СтатойлГидро» и еще одну компанию, имеющую опыт разработки шельфовых месторождений, французскую «Тоталь». Объединение усилий вполне объяснимо и с точки зрения роста потребностей в газе. По прогнозам по- требность в голубом топливе для Европы к 2020 году возрастёт до 700 миллиардов м 3 . Если учесть, что в 2002 году он составлял 490 миллиардов м 3 , то понятны масштабы роста этих запросов и необходимость в ак- тивизации добычи газа. Свою роль одного из ведущих поставщиков газа в Ев- ропу Норвегия надеется играть еще долгие годы. 2/3 норвежского шельфа еще не разведаны и таят в себе run out in 10 years. The Norwegians pin their hopes on prospecting and exploring the Barents Sea shelf, which might contain large oil and gas deposits. Oil and gas capital of Norway 40 years ago Stavanger was one of the poorest towns in Norway. When the exploration of the North and Norwegian Seas shelf began in 1972 the government made a decision to locate the headquarters of the state company Statoil in this town. 34 сентябрь 2009 № 3 (8) МурманшельфИнфо The history of Stavanger started to change for the better. Today it is the third largest town and one of the most dynamically developing towns of the Kingdom of Norway. Its population has doubled in the past four decades. This town has become not only the centre of StatoilHydro offices but also a big construction site. Having got know-how from American companies Norway created its own powerful construction complex to build drilling platforms, to design top modern oil production machinery and equipment including those for subsea well completion. Norwegian companies have become leaders in the world market of underwater and drilling equipment, floating production systems, storage, shipment and services. Norway has created unique patterns of cooperation between the partners in oil and gas industry united in the organization INTSOK and in research institutions. Quite a lot of concrete drilling platforms have been built in Stavanger. For instance, the platform constructed for Statfjord field is 223 metres high, four 175-metre ferroconcretepillarsholdinga30metershighsuperstructure rest under water on 24 foundation blocks, 18 metres high each. The blocks also serve as oil tanks. 42 wells can be drilled through two of the four support pillars. The crowning achievement of the building industry in platform construction was a colossus for the gas field Troll discovered in 1986, where gas was to be produced at a depth of 303 meters. In May 1995 the construction of the platform TSGA was completed which cost Norway 120 billion crowns. Being 472 meters high it weighed more than a million tons. (The amount of the reinforcing steel of the platform could have been used to build 15 Eiffel towers). The walls of each of the four pillars, which are 30 m in diameter and 120 cm thick, consist of superstrong ferroconcrete. The gas from the field is transported onshore through the subsea pipeline and after processing goes for export. The exploration of the shelf began with the whalers converted into drilling platforms. Then concrete platforms came into use. The next stage of production technology development was semi-submersible drilling platforms and technological units made of steel. Ormen Lange and Sn ø hvit fields marked another very significant stage of marine production technologies – the creation of subsea production units which was especially important for arctic conditions. For oil and gas field prospecting and exploring, as well as for transporting crude oil and LNG Norway uses about
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz