МурманшельфИнфо. 2009, N 3 (8).

увеличение доли инновационной продукции в об- ● ● щем объеме выпуска до 30-40% (с 0,3% в 2006 г.); увеличение доли государственных расходов на ● ● здравоохранение в валовом региональном продукте до 7-8% (с 3,4% в 2006 г.); рост доли населения, проживающего в местах с бла- ● ● гоприятной экологической обстановкой, до 95% (с 89%). Помимо указанных целевых индикаторов в проекте Стратегии разработана система показателей достиже- ния целей по каждому из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления на период до 2025 года. Определена и детально пред- ставлена система мер по их достижению. Говоря о разработке Стратегии, необходимо остано- виться на основных методологических подходах и принци- пах, которые использовались нами в этой работе. Прежде всего, следует отметить, что в качестве нормативно- методического документа, послужившего основой Тех- нического задания разработки Стратегии выступили «Требования к стратегии социально-экономического раз- вития субъекта Российской Федерации», утвержденные приказом Минрегиона России [4]. Теоретической основой подхода к формирова- нию целей и приоритетов в Стратегии социально- экономического развития области принята концепция устойчивого развития, главными принципами которой являются достижение баланса экономической эффек- тивности, социальной справедливости и сохранения окружающей природной среды для жизни и удовлетво- рения потребностей нынешнего и будущих поколений. В определении целей и приоритетов мы исходили из трактовок стратегических целей как желаемого резуль- тата, чётко описанного желательного состояния, кото- рое необходимо достигнуть, а приоритета – как того, что представляется наиболее важным, требующего первоо- чередного внимания. Исходя из этого, приоритеты опре- делялись нами как неотъемлемая часть системы целей. При постановке целей и определении приоритетов развития области в Стратегии в полной мере учтены ключевые идеи и целевые ориентиры Концепции дол- госрочного социально-экономического развития Рос- сийской Федерации на период до 2020 года [3]. Отличительная характеристика целей и приоритетов разработанной Стратегии – максимальный учет спец- ифики Мурманской области как региона российского Севера. Здесь стратегический подход основан на отно- шении к Северу не только как к важнейшему источнику ресурсного обеспечения развития страны, но и как к уни- кальному макрорегиону, население которого в экстре- мальных условиях создает значительную долю валового национального продукта, опережая по его производству на душу населения большинство регионов страны 1 , обе- спечивая стратегическое присутствие России на Севере и в Арктике. Новый подход к развитию российского Се- вера предполагает преодоление тенденций использо- вания труда работников с психологией «временщиков» и перенос акцента на «обживание» Севера, создание комфортных условий для постоянной жизни людей, ак- тивное развитие и системное воспроизводство челове- ческого потенциала. Этот подход особенно уместен для применения в Мурманской области – одном из наиболее обжитых, транспортно доступных и развитых регионов Крайнего Севера России, имеющем в то же время ряд проблем в сфере уровня и качества жизни населения, во многом вызванных трансформаций всей экономической системы России и требующих своего решения. Для постановки целей и выбора путей их дости- жения в Стратегии использована идея проблемно- ориентированного межсекторного подхода. Его суть в том, что решение социальной, экономической или эколо- гической проблемы базируется на комплексном подходе, взаимно увязывающем действия по развитию различных отраслей социальной сферы и экономики, специальные политики в отношении разных социальных групп. Такой подход основан на стимулировании взаимодействия раз- increase of the part of the population, living in the ● ● places with the favorable ecological situation, up to 95% (from 89 %). Beside the given target indicators in the project of the Strategy, was also developed the system of the indicators for priority activities of state run public authorities for the period till 2025. The scheme of steps for their achievement is determined and presented in details. Speaking about the Strategy development, it is necessary to focus on the main methodological approaches and principles used in this work. First of all, it should be noted, that as normative and guidance document, serving as a basis of Technical requirements of Strategy elaboration were “Specification to the strategy of social and economic development of the subject of the Russian Federation”, approved by the order of the Regional Development Ministry of Russia [4]. As a theoretical basis of the approach to formation of aims and priorities in the Strategy of social and economic development of the region was taken the conception of sustainable development, the main principles of which are achievement of balance of the economy efficiency, social equity and preservation of the environment to live and meet the demands of present and future generations. In the process of defining aims and priorities, we started with interpretation of strategic aims as an expected result, or clearly described desirable state, which should be achieved, and priority as something that seems to be the most important, claiming the principle emphasis. Starting with this, priorities were determined as an integral part of the system of aims. While setting the goals and defining priorities of the development of the region, key ideas and target orientations of the Conception of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 are taken into consideration in the Strategy to the full extent [3]. Identifying characteristic of the aims and priorities of the elaborated Strategy – is maximum consideration of the peculiarities of the Murmansk region as the region of Russian North. Here the strategic approach is based on the attitude towards North not only as to the most important source of the resource maintenance of the country, but also as to the unique macro region, the population of which, under extreme conditions produce the major part of the gross national product, anticipating the most part of other regions in the country , providing strategic presence of Russia in the North and in the Arctic. New approach to the development of the Russian North stipulates overcoming of tendencies to use the labor of workers with the psychology of “short time workers” and transformation of the emphasis to “render North habitable”, creation of the comfortable conditions for constant dwellers, active development and systematic reproduction of human potential. This approach is especially appropriate in the Murmansk region – one of the most habitable, logistically available and developed regions of the Far North of Russia, facing, at the same time, several problems in the sphere of level and quality of life of the population, to a large extent, caused by the transformation of the whole economic system of Russia and demanding to be solved. To set the goals and choose the ways of their achievement, in the strategy was used the idea of problematically oriented intersectional approach. Its essence is that solution to social, economic and ecological problems is based on the complex approach, which interlinks the actions on development of different branches of social sphere and economy, special policies towards different social groups. Such approach is based on the stimulation of interactions of different levels of administration and public sectors (state, business, civil society) for implementation of common interests and achievement of common goals. As a very important principle during the process of forming the aims of the Strategy, the principle of global September 2009 № 3 (8) MurmanshelfInfo 21 1 По производству валового регионального продукта на душу населе- ния Мурманская область входит в первую десятку регионов РФ. 1 According to the production of gross regional product per person the Murmansk region is among the top ten regions of the RF.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz