Мурманская МИЛЯ. 2018 г. №5.

РЫБПРОМ «Исторический принцип» учи­ тывает этот аспект, тогда как аукционы нацелены скорее на получение быстрой прибыли, без взгляда на перспективу. Такое положение дел не успо ­ каивает, а наоборот, будора­ жит рыбацкое сообщество. - А как обстоят дела с за­ пасами в целом? - По большому счету мы (на­ ука, управленцы и рыбаки) вос­ становили все запасы, которые были подорваны к 90-м годам прошлого века. А это как раз и является главным показателем статуса рыбной столицы, коей до сих пор является Мурманск. Если проанализировать все цифры, запасов в Баренцевом море сейчас хватает для хоро­ шей и продуктивной работы. - Какова ситуация с науч­ ными исследованиями в ре­ гионе? - Мы все прекрасно понима­ ем, что главный инструмент на­ учных исследований - это суда. И их состояние уже не терпит никакой критики. В распоряже­ нии ПИНРО сейчас единствен­ ное комплексное научное судно «Вильнюс», да и то морально и физически устарело. Второе судно «Ф.Нансен», но его ре­ монт по подсчетам обошелся бы в 300 с лишним миллио­ нов рублей, но есть ли в этом смысл? В следующем году для работы в акватории Баренце­ ва моря планируется перегнать судно «Профессор Леванидов» из Владивостока, но этого вряд ли будет достаточно, чтобы поднять исследования на долж­ ный уровень. Суда должны быть современными и отвечать всем критериям, необходимым для ведения научных рыбохозяй­ ственных работ. Еще один на­ болевший вопрос в этой сфере - формирование команды плав­ состава. Уровень зарплат в на­ учном институте крайне мал, и поэтому проблема с кадрами стоит очень остро. - Как можете прокоммен­ тировать ситуацию с обнов­ лением рыболовного флота и строительством рыбопе­ рерабатывающих фабрик в регионе? - Как раз на это нацелены инвестиционные квоты, одна­ ко они заставляют обновляться рыбаков вынужденно. Я не вижу в этом необходимости здесь, на Северном бассейне, пото­ му как компании, во-первых, и так это делали. Во-вторых, возраст судна еще ни о чем не говорит. У наших соседей- норвежцев, которые считаются одними из лучших в отрасли, в промысле задействованы суда постройки середины прошлого века - они их переоборудуют, модернизируют и продолжа­ ют работать. То же самое и с фабриками. Ни для кого не се­ крет, что большое количество фабрик в Мурманской обла­ сти вряд ли сможет нормально функционировать. Для полно­ ценной работы предприятий будет необходимо сырье, ком ­ муникации, электричество, это достаточно энергозатратный бизнес, и здесь немаловажную роль играет удаленность от рынков сбыта. - Константин Владимиро­ вич, какие еще проблемы в отрасли вы бы выделили? - Сама система взаимодей­ ствия с рыбаками. По идее, она должна помогать, но на практике происходит обрат­ ное. Сейчас, например, про­ блема не только зайти в порт, но и выйти из него. Нет четко­ го регламента, точно сформу­ лированных правил - законы написаны, но трактоваться они могут по-разному. Создается ощущение, что задача контро­ лирующих организаций - не помочь рыбакам, а любой це­ ной найти нарушения. Иногда доходит до абсурда. Вот вам пример - во время проверки на палубу вышел матрос в та ­ почках без задника - замеча­ ние, которое, соответственно, нужно устранить. Ни мне од­ ному известно, насколько за­ тратным приходится простой судна в порту. Еще пример - корректировка веса рыбо­ продукции при сдаче в порту. Пограничники допускают такую корректировка мороженной продукции до ± 5%, согласно правилам рыболовства. А вот у таможни таких правил не су­ ществует, и поэтому рыбак бу­ дет обязательно наказан, за то, что не смог в морских услови­ ях завесить свой груз точно до килограмма. Получается, что многие нюансы работы попро­ сту не учитываются. И с такими ситуациями рыбаки сталкива­ ются постоянно. Мне кажется, уже давно возникла необходи­ мость в создании специаль­ ных рабочих групп, с участием в них и рыболовного сообще­ ства, и представителей власти, и контролирующих органов, где каждый мог бы высказать­ ся и хотя бы попытаться отсто­ ять свои права и интересы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz