Мурманская МИЛЯ. 2018 г. №4.
ИССЛЕДОВАНИЯ ность планово-высотной привязки пунктов физических наблюдений выдерживалась не хуже ± 10 м, 1 % от глубины. Глуби на буксировки приемного устройства ме нялась в зависимости от ледовых условий в пределах 10-15 м, местами до 20 м. В качестве источников возбуждения исполь зовались группы пневмоисточников Bolt 1500 и Bolt 1900/Bolt 8500APG объемом 1300 куб. дюйм. [7]. Для определения скоростных харак теристик основных границ в осадочном чехле и построения скоростной модели в комплексе с работами МОВ ОГТ были выполнены инновационные сейсмические работы МОВ-МПВ. Исследования выпол нялись радиотелеметрической системой сбора сейсмических данных ВОХ вместе с плавающим модулем теле-метрического сейсмического комплекса BOX с гидрофо ном MP-24L3 (GeoSpace). Шаг дискрети зации составил 4 мс, расстояние между зондированиями не более 50 км. Длина годографа была равна 15-25 км при дли не записи 8 -1 2 с. [1]. Кроме того, впервые был отработан профиль ГСЗ. Для выполнения сейсми ческих работ ГСЗ использовался модер низированный аппаратурный комплекс, состоящий из само-всплывающих ав тономных донных сейсмических стан ций с многокомпонентной цифровой регистрацией сейсмического сигнала (АДГС-2М, АДСС-5000), сейсмического низко-частотного пневматического ис точника СИН-6 и бортовых устройств управления. Подрыв на профилях выпол нялся по времени каждые 150 с. Шаг дис кретизации - 8 мс, длина сейсмической записи - 60 с. На волновых полях зонди рований ГСЗ в первых вступлениях выде ляются преломленные волны, связанные с границами в осадочном чехле и внутри коры. Зарегистрирована отраженная вол на от границы М (PmP), которая начина ет прослеживаться с удалений 4 0 -6 0 км на протяжении почти всего профиля, до статочно уверенный интервал прослежи вания составляет 6 0 -8 0 км, в отдельных случаях достигая 100 -110 км. [5, 8]. Для площадного изучения рельефа дна вдоль профилей был использован многолуче вой эхолот ЕМ 122 Kongsberg Maritime AS (Норвегия) и резервный однолучевой эхолот EA 600 12 кГц той же фирмы. С це лью получения дополнительной информа ции о верхней части разреза и рельефе дна был применен профилограф «TOPAS PS 18» 18 кГц. [1, 12]. Гравиметрическая съемка в рейсе осуществлялась одновременно двумя Fig. 2 The map of factual data acquired in expedition A rc tic -2014 Рис. 2 Карта фактического материала экспедиции «Арктика-2014» гравиметрами: гравиметр мобильный «Чекан-АМ» и мобильный гравиметри ческий комплекс «Шельф-Э» [7]. Перед началом работ были проведены все необ ходимые подготовительные работы, оба гравиметра были откалиброваны. В г. На- антали (Финляндия) перед началом рей са и по его окончанию были выполнены опорные гравиметрические наблюдения. Общий объем комплексной гидрографо геофизической съемки составил более 10 000 км: МОВ ОГТ с 600-метровой ко сой, в сочетании с зондированиями МОВ- МПВ 3373,2 км; с 4500-метровой косой - 5596,950 км; съемка рельефа дна и гра виметрическая съемка. Дополнительно к этому было выполнено 1165,9 км съемки рельефа дна в комплексе с гравиметри ческой съемкой. Карта фактического ма териала представлена на рис. 2. Большая часть работ проходила во льдах сплоченностью 9 -1 0 баллов, тол щиной до 160 см. На некоторых профилях встречался двухлетний лед толщиной до 240 см и торосы до 4 м. Зачастую ледокол «Ямал» сначала пробивал себе дорогу, а после возвращался и прокладывал дорогу для «Академика Федорова»[7]. Контроль качества данных подтвердил пригодность сейсмического материала для решения поставленных геологиче ских задач, поверхность акустического фундамента и отражающие границы в осадочной толще прослеживаются на большей части разрезов уверенно и не прерывно. Уверенно прослеживаются все отражающие горизонты по их классифи кации, принятой для восточно-арктиче ских морей. 51 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz