Мурманская МИЛЯ. 2017 г. №4.

ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ защ ите своих ин тересов п р и ­ брежными странами в те р р и ­ ториальной и э коном ической зонах. Эти функции выполня­ ют соответствующ ие ведом ­ ства этих стран, как правило, бере говая охрана или, п р им е ­ нительно к России, м орские части по граничной охраны . Однако открывш иеся ото льда м орские пространства находятся в большей части за пределами э коном ич е с ки х зон прибрежны х государств и во­ п рос их охраны в настоящее время не решен. В данной ситуации Соеди­ ненные Штаты Америки предла­ гают заключить международный договор о борьбе с браконьер­ ством в открытых районах Се­ верного Ледовитого океана. При этом США предлагает включить в кр уг до го в а р и в а ­ ющихся сторон та кж е Китай, Японию , Южную Корею и Ев­ ропей с кий Сою з как единый субъект (на данный момент в ЕС входит 22 страны ). Признавая острую необ ­ ходим ость решения вопросов защиты ресурсов Северно го Ледо ви то го океана от б р а ко ­ нь ер с ко го лова, следует о т­ метить, что предложение США размывает кр уг стран, реально заинтересованны х в решении д ан но го вопроса. «ЭТО СОГЛАШЕНИЕ В НЫНЕШНЕМ ФОРМАТЕ ДИСКРИМИНАЦИОННО В ОТНОШЕНИИ РОССИИ» ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ ДЛЯ РОССИИ В ключение в кр уг уча стни ­ ков соглаш ения Китая, Япо­ нии, Южной Кореи и стран Е вропей ско го С ою за делает по зицию России очень у я зв и ­ мой. Если при подписании д о ­ говора между прибрежным и государствам и сохраняется возм ож ность д и пл ом а тич е с ко ­ го маневра, то со глаш ение по варианту США ведет к утрате контроля России над шель­ фом и как следствие, к у тр а ­ те актуальности дальнейш его рассмотрения в ООН заявки России на расш ирение границ А р кти ч е с ко го шельфа. Можно предположить, что заключение соглашения им ен­ но в таком формате делается США специально с целью т о р ­ педировать рассмотрение дан ­ ной заявки или нивелировать успех россий ской стороны. Благоприятным исходом следует считать заклю чение дан но го соглашения между пятью странами, имеющ ими бере говую линию в районах С еверно го Л едо ви то го океана: Россией, Н орвегией, Данией, США и Канадой. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТАССОЦИАЦИИ МУРМАНСКИХ ПОЛЯРНИКОВ О строту обсуждаем о го вопроса подчеркнул п ред ­ седатель сою за ры бопромыш ­ ленников Севера Владимир Григорьев: - Это со глаш ение в нынеш ­ нем формате д и с кр им и н а ­ ционно в отнош ении России, - констатировал Владимир Юрьевич. - Разработка Соглашения осущ ествлена не корре ктно с привлечением неар ктических государств, та ки х как Япония, Китай и е вропейское со о бщ е ­ ство, - со гласился с ним п ред ­ седатель координационно го совета «Севрыба» Вячеслав Константинович Зиланов. В целом поддерживая проект Соглашения, Совет А ссоциации полярников М ур ­ м анской области считает не ­ обходимым при е го принятии учесть следующие предложе ­ ния: - регулирование во про ­ сов, изложенных в данном Соглашении, должно о сущ е с т­ вляться п риар кти ческим и го ­ сударствами; - Российская Ф едерация, как страна, имеющая самую протяженную морскую границу 200 -м ильной зоны в А р кти ке и вложившая наибольший вклад в изучение, разви тие региона, должна обладать правом вето, та кже как и остальные четы ­ ре приар кти ческие го суд ар ­ ства при принятии решения по принципиальным вопросам ; - в Соглаш ении должен быть учтен особы й статус м о р с ко го района архипелага Ш пицбер ген , как района Д о го ­ вора о Ш пицб ер ген е от 1920 года и позиция Р оссийской Ф едерации о непризнании 200 -м ильной рыбоохранной зоны , введенной здесь К оро ­ левством Норвегия. По и то гам о б с уж д е ­ ния Совет АСПОЛ МО п р и ­ нял реш ение направить свои предложения в прое кт д а н ­ но го со глаш ения в адре с м и ­ ни стерства иностранны х дел России, а ген тс тва Росры бо - ловство и в Государственную ком и с сию по вопросам р а зв и ­ тия А р кти ки . 69 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz