Мурманская МИЛЯ. 2017 г. №4.
ЮБИЛЕЙ ды, влияющих на текущий про мысел. С институтом мы не конкурируем, скорее сотрудни чаем. В частности, регулярно передаем коллегам возрастные пробы, собранные нашими на учными наблюдателями в море на промысловых судах. - Помимо составления прогнозных планов есть еще какие-то точки соприкосно вения с Союзом? - Да, не так давно, когда рыбопромышленники сертифи цировали промысел трески и пикши в Баренцевом море под правила морского попечитель ского совета (MSC), у нас об разовалась еще одна область сотрудничества. Если промыс лу дается такой сертификат, то это означает, что он ведется без нарушений и устойчиво. На продукцию сертифицированных судов СРпС помещают соответ ствующий знак, позволяющий успешнее ее сбывать, особен но за рубежом, в частности, в Европе. И мы в этом направле нии снова оказались полезны ми - разработали специальное программное обеспечение, по зволяющее фиксировать в море приловы редких и охраняемых видов. Мы уверены, что сотруд ничество с СРпС будет про должаться на взаимовыгодной основе. - Что можно рассказать об изученности биоресурсов и проведении сырьевых науч ных исследований сегодня? - В последние годы наблю дается постоянное снижение объемов бюджетных средств, выделяемых на эти иссле дования. Немного истории. В Северной Атлантике мно гие крупные запасы такие, как окунь моря Ирмингера, путассу в районе Западно-Европейской котловины, скумбрия в откры той части Норвежского моря, были открыты, исследованы и освоены нашими специалиста ми и рыбаками при значитель ных ассигнованиях бюджетных средств, в то время СССР. Ин струментом этих работ явля лись промысловые разведки Северного и Западного бассей нов. А потом к использованию этих запасов подключились ры баки других стран. К чему приводит сокраще ние финансирования науки? Если раньше СССР заявлял о своих позициях и к нему при слушивались, то сейчас испо ведуется другой принцип: нет исследований - нет квот. Когда ученые нескольких государств собираются вместе и начина ют обсуждать цифры допусти - мого вылова на следующий год, то, например, Норвегия выступает с твердых позиций, поскольку провела большое количество научных исследо ваний, Исландия, Фарерские острова и страны ЕС тоже вы полняют значительный объем таких работ. Россия, конечно, определенные материалы пре доставляет, но их далеко не достаточно, чтобы отстаивать свои позиции аргументировано и по всем районам Мирового океана. - Есть ли выход из создав шейся ситуации? - Прежде всего, надо оце нить возможности бюджета. На верняка определенные статьи расходов можно подсократить, чтобы обеспечить интересы России в международных орга низациях, регулирующих океа ническое рыболовство (ИКЕС, НЕАФК, НАФО). Ведь речь идет о продовольственной без опасности страны. Кроме того, есть внебюджетное финанси рование, например, можно на правлять в фонд исследований средства от аукционов, про водимых Федеральным Агент ством по рыболовству, а также, возможно, часть средств, по ступающих от рыбаков в виде платы за ресурсы. На мой взгляд, надо использовать все возможные резервы. Эффективная промысловая работа в отдаленных районах, а также в Российской зоне, возможна лишь на основе со временного комплексного мо ниторинга, когда используются самые передовые информа ционные и компьютерные тех нологии. Так что будущее, я считаю, за промысловой раз ведкой, но на новой научно технической основе, причем для воссоздания таких структур может использоваться принцип государственно-частного пар тнерства. 61 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz