Мурманская миля. 2017, N3.

ОБРАЗОВАНИЕ - Ад - это чувство бого- оставленности. И тотальная ложь. В других. И в ...себе. Не лги! - самая трудная заповедь. - Когда-то вы задали сту­ дентам вопрос: какие 3 кни­ ги они взяли бы с собой на необитаемый остров? Как бы вы сами на него ответи­ ли? Кто из авторов наиболее близок вам? - Люблю Антона Павлови­ ча Чехова. Очень благодарна Виктору Пелевину за то, что объяснил меняющийся мир. Со мной всегда драматургия А. Вампилова. «Волшебная гора» Т. Манна. Хотя зачем мне они на необитаемом острове? (улыбаясь). На этом острове я, безусловно, вспомню - по­ странично Даниэля Дефо «Ро­ бинзон Крузо». Это актуальнее будет. - Чехов определил, что когда мы бываем влюблены - это и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку на то, каким он должен быть. Как бы вы определили, что такое любовь для вас? - Любовь - это путь к себе и открытие мира другого чело­ века. Любовь не лжет. Но это и всегда тайна. Ее-то и пыта­ ется разгадать искусство, по­ эзия. О любви - стихами! - Говорят, что есть лишь два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не су­ ществует. Второй - будто Я — есмь. Ты — будешь. Между нами — бездна. Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно. Нас десять лет, нас сто тысячелетий разъединяют .— Бог мостов не строит. Будь! — это заповедь моя. Дай — мимо Пройти, дыханьем не нарушив роста. Я — есмь. Ты будешь. Через десять весен Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то... Марина Цветаева кругом одни чудеса. Какой- то из них подходит вам? - В чудеса я, конечно, верю. Они случались и со мной. Та­ кие хорошие чудеса. Приятно вспомнить. Я наивно склоня­ юсь ко второй точке зрения. - Какая концепция искус­ ства вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитатель лю­ дей или что-то другое? - Искусство как образ жиз­ ни. И желательно, чтобы этот образ жизни не стал зримым только на канале КУЛЬТУРА. Или в журнале. Искусство - это воздух. Без которого - скука. А скука - яд. Творче­ ский человек - это Артист. В «серебряном веке» верили в то, что поэты, философы, му­ зыканты могут оправдать зва­ ние человека. Я верю, опять же наивно, что абсолютно каждый человек, особенно в юности - это человек - тво­ рец. А потом нужно просто не изменять идеалам своей мо­ лодости. Помните? Именно этому герой пьесы А. Вампи- лова «Старший сын» - клар­ нетист Сарафанов учит своих детей: родных и чужих. 75 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz