Мурманская МИЛЯ. 2017 год. №2.

ДЕНЬ ГЕОЛОГА Это была настоящая катастрофа, крушение всех официальных заданий и личных планов. Удалось выполнить всего 10 станций с трубка­ ми, драгой и разными видами дночерпателей. Огорчение всех членов экипажа усугублялось еще и тем, что береговое начальство запре­ тило заход в Сингапур, хотя он и находился на расстоянии одного суточного перехода. Вме­ сто этого поступила команда следовать во Вла­ дивосток. РЕШЕНИЕ ТЕКУЩИХ ПРОБЛЕМ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ По прибытии во Владивосток пароход встречала комиссия, призванная разобраться, каким образом пропало все снаряжение для пробоотбора и что делать дальше. Требова­ лось где-то найти и установить новую лебедку, но самая трудноразрешимая задача - оты­ скать порядка 30 км стального троса. И Генна­ дий Семенович Казанин, в том рейсе главный инженер экспедиции, в труднейшие времена плановой распределительной экономики су­ мел найти необходимый для работ трос, уста ­ новить новую лебедку, благодаря чему судно смогло продолжить свой прерванный рейс. Тем временем в мире происходили судьбо­ носные события. В Нью-Йорк отбыл директор объединения защищать в комиссии ООН со ­ ветскую заявку на участок, богатый на ЖМК. В министерстве соответственно изменились пла­ ны разведочных работ в Тихом океане. В результате НИС «Север» пошел не на гай- оты в западной части акватории, а на перспек­ тивное поле железо-марганцевых конкреций Кларион-Клипертон в ее восточной половине. Возникла необходимость срочно дообследо­ вать этот район, оценить его ресурсы и неза­ медлительно передать все материалы оценки на берег. За минеральные ресурсы Мирового океана шла ожесточенная борьба на самых высоких межгосударственных уровнях. В этих условиях Советский Союз просто обязан был иметь на своем заявочном участке больше конкреций и лучшего качества, чем у возможных конкурен­ тов. В первую очередь это касалось содержа­ ний меди, никеля и кобальта. Изменилась на пароходе и методика опро­ бования. Главной задачей стало выполнение аналитических исследований. Сразу же после подъема на борт проба описывалась, фотогра­ фировалась, оценивалась плотность залегания, конкреции сушились и анализировались на со ­ держание рудных элементов с помощью рент- ген-радиометрического анализатора «БАРС». Результаты работ ежедневно с помощью ра­ диопередатчика посылали в Южморгео, в Ге­ ленджик, откуда они отправлялись далее по цепочке, сначала в Москву, затем в Америку, в ООН, где уже находился академик И.С. Грам- берг, выбирая для Советского Союза кусочки океанского дна пожирнее. ВЫГОВОРЫ И ШТРАФЫ НА РОВНОМ МЕСТЕ Ответственность и психологическое напря­ жение от нее зашкаливали. Все понимали, что должны успеть к определенному сроку, и что все химические анализы поднятых с океанско­ го дна железо-марганцевых конкреций должны быть безупречными. При этом доставалось «на орехи» даже тем, кто оставался на берегу. Так, Геннадий Каза- нин, совершивший невозможное, достав во Владивостоке тридцать километров троса и тем самым обеспечив выполнение планового зада­ ния, по итогам рейса получил четыре выговора. Несколько взысканий влепили за несоблюде­ ние мер осторожности некоторым членам эки­ пажа, один из которых обварился кипятком, присев на шнур включенного электрического чайника, второй - упал с трапа и сломал себе челюсть. А главный инженер, даже находясь в Мурманске, отвечал за соблюдение правил техники безопасности на судне. Третий выго­ вор связан с деликатной темой, хотя... Один, точнее одна из членов экипажа оказалась в «интересном положении» и была отправле­ на с оказией домой. Геннадий Семенович и тут проштрафился, не обеспечив соблюдения техники безопасности. Что поделаешь: такова, как говорят французы, се ля ви. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz