Мурманская МИЛЯ. 2017 год. №2.
ДЕНЬ ГЕОЛОГА Это была настоящая катастрофа, крушение всех официальных заданий и личных планов. Удалось выполнить всего 10 станций с трубка ми, драгой и разными видами дночерпателей. Огорчение всех членов экипажа усугублялось еще и тем, что береговое начальство запре тило заход в Сингапур, хотя он и находился на расстоянии одного суточного перехода. Вме сто этого поступила команда следовать во Вла дивосток. РЕШЕНИЕ ТЕКУЩИХ ПРОБЛЕМ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ По прибытии во Владивосток пароход встречала комиссия, призванная разобраться, каким образом пропало все снаряжение для пробоотбора и что делать дальше. Требова лось где-то найти и установить новую лебедку, но самая трудноразрешимая задача - оты скать порядка 30 км стального троса. И Генна дий Семенович Казанин, в том рейсе главный инженер экспедиции, в труднейшие времена плановой распределительной экономики су мел найти необходимый для работ трос, уста новить новую лебедку, благодаря чему судно смогло продолжить свой прерванный рейс. Тем временем в мире происходили судьбо носные события. В Нью-Йорк отбыл директор объединения защищать в комиссии ООН со ветскую заявку на участок, богатый на ЖМК. В министерстве соответственно изменились пла ны разведочных работ в Тихом океане. В результате НИС «Север» пошел не на гай- оты в западной части акватории, а на перспек тивное поле железо-марганцевых конкреций Кларион-Клипертон в ее восточной половине. Возникла необходимость срочно дообследо вать этот район, оценить его ресурсы и неза медлительно передать все материалы оценки на берег. За минеральные ресурсы Мирового океана шла ожесточенная борьба на самых высоких межгосударственных уровнях. В этих условиях Советский Союз просто обязан был иметь на своем заявочном участке больше конкреций и лучшего качества, чем у возможных конкурен тов. В первую очередь это касалось содержа ний меди, никеля и кобальта. Изменилась на пароходе и методика опро бования. Главной задачей стало выполнение аналитических исследований. Сразу же после подъема на борт проба описывалась, фотогра фировалась, оценивалась плотность залегания, конкреции сушились и анализировались на со держание рудных элементов с помощью рент- ген-радиометрического анализатора «БАРС». Результаты работ ежедневно с помощью ра диопередатчика посылали в Южморгео, в Ге ленджик, откуда они отправлялись далее по цепочке, сначала в Москву, затем в Америку, в ООН, где уже находился академик И.С. Грам- берг, выбирая для Советского Союза кусочки океанского дна пожирнее. ВЫГОВОРЫ И ШТРАФЫ НА РОВНОМ МЕСТЕ Ответственность и психологическое напря жение от нее зашкаливали. Все понимали, что должны успеть к определенному сроку, и что все химические анализы поднятых с океанско го дна железо-марганцевых конкреций должны быть безупречными. При этом доставалось «на орехи» даже тем, кто оставался на берегу. Так, Геннадий Каза- нин, совершивший невозможное, достав во Владивостоке тридцать километров троса и тем самым обеспечив выполнение планового зада ния, по итогам рейса получил четыре выговора. Несколько взысканий влепили за несоблюде ние мер осторожности некоторым членам эки пажа, один из которых обварился кипятком, присев на шнур включенного электрического чайника, второй - упал с трапа и сломал себе челюсть. А главный инженер, даже находясь в Мурманске, отвечал за соблюдение правил техники безопасности на судне. Третий выго вор связан с деликатной темой, хотя... Один, точнее одна из членов экипажа оказалась в «интересном положении» и была отправле на с оказией домой. Геннадий Семенович и тут проштрафился, не обеспечив соблюдения техники безопасности. Что поделаешь: такова, как говорят французы, се ля ви. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz