Мурманская МИЛЯ. 2017 год. №2.

ДЕНЬ ГЕОЛОГА НИС «Север», 1983 г. рейса как «опытного и политически надежного» специалиста позаимствовали в Полярной экс­ педиции. На меня, сотрудника Института, воз­ ложили задачу изучения и картирования донных осадков, являвшихся важнейшим элементом гео­ логического строения океанского дна. Как только стали известны результаты со­ беседований и «получены визы» для участия в рейсе, началась интенсивная подготовка к рей­ су. Особенность ее состояла в том, что каж­ дому участнику рейса предстояло обеспечить всем необходимым свой участок фронта работ собственными силами, руководствуясь извест­ ным принципом Козьмы Пруткова: «если хочешь быть счастливым - будь им». К этому надо д о ­ бавить, что накануне страна вступила в новый исторический этап: закончились относительно сытые и спокойные годы правления Брежнева и наступили суровые нервные годы Андропова, когда чиновников министерств и сотрудников академических институтов «ловили» в рабочее время в кинотеатрах, универмагах. Организовывать дальний морской поход из порта, удаленного от баз снабжения настоль­ ко, что доставка любого груза осуществлялась туда только авиатранспортом, дело очень не­ простое. Тем не менее Геннадий Семенович Ка- занин, главный инженер экспедиции, со всеми проблемами справился. В это непростое время отправлялся в очередной рейс НИС «Север». ПЕСТРЫЙ НАУЧНЫЙ ПЕРСОНАЛ И ЕГО НЕПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ Судно вышло из порта Петропавловск-Кам- чатский 27 февраля 1983 года. Капитан, Вла­ димир Трофимович Пятница, спокойный и уравновешенный командир, отличался стро­ гостью по отношению ко всем, не занятым работой. Помощник капитана по политчасти (помполит) Александр Иванович Судоргин по- литвоспитанием коллектив особенно не обре­ менял, поэтому моральная атмосфера на судне установилась вполне сносная. Начальник рейса, Игорь Николаевич Иванов - относительно молодой и не имеющий большого руководящего опыта сотрудник ПМГРЭ. Если су­ довой экипаж состоял из давно знакомых между собой моряков и представлял собой сработав­ шийся коллектив, то научный персонал, наобо­ рот, отличался пестротой. Геологический отряд состоял из сотрудников Института, разбавленный двумя сотрудниками Ленинградской опытно-ме­ тодической геологической экспедиции (ЛОМГЭ), выполнявшими рентгено-спектральный анализ МЖК. Геофизический и гидрографический от­ ряды, а также группа «марсиан», сопровождав­ ших аппаратурный комплекс МАРС, специалисты пробоотбора - были полностью представлены сотрудниками МАГЭ. Рейс готовился для работ на железо-марган- цево-кобальтовые корки на гайотах Уэйк-Нек- кер в Тихом океане. Такая задача предполагала выполнение большого объема донного опро­ бования. И требовала, как игра футбольной команды, согласованности действий всех участников процесса. Можно собрать хороших игроков, но если команда не имеет опыта кол­ лективной работы, эффективность будет силь­ но отличаться от желаемой. Так получилось и в этом рейсе. Отсутствие слаженности при спуско-подъемных операциях, элементарное невезение и вдобавок непрестанная качка ска­ зывались на результате не самым лучшим об­ разом. Геннадий ИВАНОВ, НИС «Север», 1983 г. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz