Мурманская миля. 2018, № 2.

ФЛОТ МАГЭ Белый пароход «Наливкин», 1986 г. Фото из архива МАГЭ ред, скажу, что в последующие десятилетия флагман научного флота МАГЭ прошел несколь­ ко существенных модерниза­ ций, что и позволяет ему по сей день оставаться совре­ менной плавучей лаборатори­ ей морских геофизиков. Мурманские флоты - и ры­ бопромысловый, и транспорт­ ный, и научный - пополнялись тогда довольно интенсив­ но, но приход «Наливкина» не остался незамеченным. Весной 1985 года, мне, кор­ респонденту «Комсомольца Заполярья», посчастливилось Академик Дмитрий НАЛИВКИН Выдающийся ученый-геолог, палеонтолог, стратиграф, академик АН СССР. полюбоваться новейшим на­ учным судном на акватории Кольского залива. «Наливкин» был тогда в прямом смысле «белым пароходом» - неболь­ шим полностью белоснежным лайнером длиной 72 метра и водоизмещением 2150 тонн. Красавец мужчина, заметно выделявшийся на рейде! А в 1988 году мне дове­ лось побывать на северо-за­ паде архипелага Новая Земля, на острове Панкратьева. И рас­ сматривая крупномасштабную карту побережья, мы с товари­ щами на радиогеодезической точке, созданной другой мур­ манской геологической конто­ рой - АМИГЭ, наткнулись на мыс Наливкина в полусотне киломе­ тров севернее нашего острова. Не тот ли это Наливкин, в чью честь назван и новый пароход дружественной КМАГЭ? Оказа­ лось, именно тот. Еще в 1930-е годы советские первопроходцы Арктики увековечили на геогра­ фической карте память знаме­ нитого геолога. И вот в июле 2014 года на борту «Геолога Дмитрия На- ливкина» мне повезло про­ ходить мимо одноименного мыса, поскольку научное суд­ но входило в Карское море из Баренцева с северной сторо­ ны, огибая Новую Землю. Без малого тридцать лет не бывал в этих местах. Геннадий КАЗАНИН: «О, «Наливкин»! Мы сначала его конструировали, а потом, когда на­ чалось строительство, постоянно контролировали, ездили на верфь в Турку и в Московское представи­ тельство финской судостроительной фирмы. В конце 1984 года на ходовых испы­ таниях выяснилось, что судно очень шумит. Когда мне принесли диа­ грамму шума винтов, она просто пе­ рекрывала весь наш сейсмический сигнал. Это была большая проблема для финнов, испытаний в этом на­ правлении они никогда не проводи­ ли. В конечном счете они поставили три более мощных вспомогательных движка. Это позволило в режиме сейсмики отрубать главный двига­ тель и переводить судно на электро­ привод. Очень тихо, ходишь, как на цыпочках. Сейчас, конечно, мы такое движение редко используем, а в те времена оно было необходимо по­ тому, что сейсмическая коса была другого качества. Второе достоинство «Наливкина» - это судно ледового класса. Я попа­ дал на нем в истории в Антарктиде, где ледовые условия меняются моментально. Мы как раз выполня­ ли гравиметрические работы, нуж­ но было сделать привязку к берегу. Москва радирует, что надо уходить, но мы рискнули, сделали привязку, а ночью пошел липкий снег и море моментально покрылось льдом. Всю ночь шли и вышли!» 57 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz