Мурманская миля. 2018, № 2.
ФЛОТ МАГЭ Белый пароход «Наливкин», 1986 г. Фото из архива МАГЭ ред, скажу, что в последующие десятилетия флагман научного флота МАГЭ прошел несколь ко существенных модерниза ций, что и позволяет ему по сей день оставаться совре менной плавучей лаборатори ей морских геофизиков. Мурманские флоты - и ры бопромысловый, и транспорт ный, и научный - пополнялись тогда довольно интенсив но, но приход «Наливкина» не остался незамеченным. Весной 1985 года, мне, кор респонденту «Комсомольца Заполярья», посчастливилось Академик Дмитрий НАЛИВКИН Выдающийся ученый-геолог, палеонтолог, стратиграф, академик АН СССР. полюбоваться новейшим на учным судном на акватории Кольского залива. «Наливкин» был тогда в прямом смысле «белым пароходом» - неболь шим полностью белоснежным лайнером длиной 72 метра и водоизмещением 2150 тонн. Красавец мужчина, заметно выделявшийся на рейде! А в 1988 году мне дове лось побывать на северо-за паде архипелага Новая Земля, на острове Панкратьева. И рас сматривая крупномасштабную карту побережья, мы с товари щами на радиогеодезической точке, созданной другой мур манской геологической конто рой - АМИГЭ, наткнулись на мыс Наливкина в полусотне киломе тров севернее нашего острова. Не тот ли это Наливкин, в чью честь назван и новый пароход дружественной КМАГЭ? Оказа лось, именно тот. Еще в 1930-е годы советские первопроходцы Арктики увековечили на геогра фической карте память знаме нитого геолога. И вот в июле 2014 года на борту «Геолога Дмитрия На- ливкина» мне повезло про ходить мимо одноименного мыса, поскольку научное суд но входило в Карское море из Баренцева с северной сторо ны, огибая Новую Землю. Без малого тридцать лет не бывал в этих местах. Геннадий КАЗАНИН: «О, «Наливкин»! Мы сначала его конструировали, а потом, когда на чалось строительство, постоянно контролировали, ездили на верфь в Турку и в Московское представи тельство финской судостроительной фирмы. В конце 1984 года на ходовых испы таниях выяснилось, что судно очень шумит. Когда мне принесли диа грамму шума винтов, она просто пе рекрывала весь наш сейсмический сигнал. Это была большая проблема для финнов, испытаний в этом на правлении они никогда не проводи ли. В конечном счете они поставили три более мощных вспомогательных движка. Это позволило в режиме сейсмики отрубать главный двига тель и переводить судно на электро привод. Очень тихо, ходишь, как на цыпочках. Сейчас, конечно, мы такое движение редко используем, а в те времена оно было необходимо по тому, что сейсмическая коса была другого качества. Второе достоинство «Наливкина» - это судно ледового класса. Я попа дал на нем в истории в Антарктиде, где ледовые условия меняются моментально. Мы как раз выполня ли гравиметрические работы, нуж но было сделать привязку к берегу. Москва радирует, что надо уходить, но мы рискнули, сделали привязку, а ночью пошел липкий снег и море моментально покрылось льдом. Всю ночь шли и вышли!» 57 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz