Мурманская миля. 2018, № 2.
СОТРУДНИЧЕСТВО ках мультиклиентские съемки и затем купить эти материалы, например, за половину себестои мости, заключив соглашение об их дальнейшей совместной продаже. Ведь очевидно, что в боль шинство проектов потом будут вовлечены ино странные партнеры, и даже несколько. Партнеры при вхождении в проект неизбежно должны при обретать эти данные для оценки объемов запасов и своих собственных рисков. И тогда основной недропользователь частично компенсировал бы понесенные расходы, а сервисная компания вер нула бы свои затраты и получила бы некоторую прибыль. И все были бы в выигрыше. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ Зависимость в изучении российского шельфа от иностранных технологий близка к абсолютной. Во многом процесс теперь сводится к сборке несложных машин и механизмов из импортных комплектующих, причем в наиболее простых от раслях машиностроения. Для того чтобы заново научиться делать что-то свое, нужна серьезная, продуманная многолетняя программа работы по импортозамещению в промышленности в усло виях санкций, причем реальная, а не та види мость работы, которую мы сейчас наблюдаем. ЦЕНА НЕФТИ И ШЕЛЬФОВАЯ АКТИВНОСТЬ В связи с нынешним нефтяным кризисом ак тивность в проведении ГРР на мировом шельфе значительно упала. Нагляднее всего это можно продемонстрировать в потребностях на буровые установки. Так, еще в 2013 году невозможно было найти на рынке свободную СПБУ даже при суточ ной ставке в $600 тыс., а сегодня такие установки готовы работать и за $150 тыс. в сутки, но найти работу даже по такой цене многим не удается. В результате кратного снижения почти по всеместно геолого-разведочной активности на шельфе число работающих морских буровых в мире уменьшилось за 2 года с 460 до 320. В новой ситуации следует более тщательно и объективно проанализировать основные посылы в отношении российского шельфа и сделать про грамму его освоения более реалистичной. РЫНКИ СБЫТА ВОБОЗРИМОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Как мы видим в последние годы, борьба за рынки сбыта УВС в мире сильно обострилась. Сейчас сахалинские шельфовые проекты по полняют российский бюджет более чем сотней миллиардов рублей ежегодно, хотя в 1990-е годы при запуске схемы СРП у многих депутатов и чиновников были большие сомнения в право мерности этого шага. Но государство в сахалин Рисунок 1 Традиционные и новые развивающиеся газоэкспортные регионы мира ских проектах почти ничего не потратило, так как основные расходы в рамках СРП взяли на себя иностранные компании. Самый современный в России завод по сжижению газа исправно по ставляет продукцию в Японию, Корею и Китай, а в ближайшие годы должна вступить в строй его третья очередь. В противоположность этому проекты в Барен цевом море, проглотив огромное количество го сударственных денег за тридцать лет, так и не дали реальной отдачи. Притом что запасы Ба- ренцевоморского региона многократно выше са халинских. Сейчас азиатский рынок принял бы по высо ким ценам и кратно больше нефти и газа с са халинского шельфа. Но давайте посмотрим, что может быть в недалеком будущем. Планирова лось, что к 2018 году в России будет запущено еще два завода СПГ - на Ямале и во Владиво стоке, а несколько позднее, возможно, на Бал тике и в Печоре. Уже сейчас ясно, что будут задержки (кроме «Ямала СПГ»), в том числе и из-за санкций, и раньше 2021 года эти объекты вряд ли стартуют. А на Сахалине пока нет под готовленных к добыче новых месторождений, и построенный газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток загружен меньше чем на четверть. А что же к тому времени станет с рынком в Азии? Сейчас туда основной объем СПГ посту пает из Катара, который предпочитает этот ры нок европейскому из-за высокого уровня цен. В 2017-2018 годах запустятся большие мощности СПГ в Австралии, что приведет к утроению про изводства сжиженного газа в этой стране, и она на некоторое время может вырваться в лидеры по данному виду топлива. Этот газ, как и газ из Канады, США и других стран, также придет на данный рынок, занимая свободные ниши (рис. 1). По прогнозам Оксфордского института энергети ческих исследований, производство СПГ в мире 45 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz