Мурманская миля. 2016, № 3.
БЕЗ ПОЛИТИКИ данных и их обработки, для чего пришлось провести се рьезную модернизацию и наращивание своих вычисли тельных мощностей. Все это дает основание быть уверенным в выполнении поставленных перед компани ей задач на самом высоком качественном уровне. ПРОШЛИ ПО СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ С КОСОЙ - На с че ту ком п а н и и н е мало д о с т и ж е н и й , но все ж е наибол ьш ий и н те р е с с п е ц и а ли с тов вы зы вае т п р а к т и че с ка я работа ОАО «МАГЭ» в А р кти ч е с к о й зоне . М ож но на ней о с танови ться п о д р о б нее , с ко н кр е тны м и циф р а ми и ге о гр аф ией? - Главные объекты наших исследований сосредоточены на арктическом шельфе, вклю чая центральную глубоковод ную часть. Полевые работы проводились в Баренцевом и Карском морях, море Лапте вых и Охотском море. Первые 1500 пог. км комплексных ра бот выполнены в центральной глубоководной части Евра зийско го бассейна Северно го Ледовитого океана с целью оценки перспектив нефтега- зоносности периокеанических прогибов. На сегодняшний день ОАО «МАГЭ» на российском шель фе выполнила 608 262,8 пог. км (в том числе 1 1 2 1 пог. км. - транзитная зона, 528 - суша) комплексных сейсмических исследований. - Под э ги д о й МПР РФ и РОСНЕДР пр о хо д и л а вы с о кош и р о т н а я э к с п е д и ц и я «А р кти ка -2 01 4 » , с е й с м о р а з в е д о чны е рабо ты в к о т о рой вы пол нил а ОАО «МАГЭ». У н и ка л ь но с т ь д а н ны х и с сл е д о в а н и й о п ре д ел я е тся не то л ь ко и х м а сш та б ом и б е с п р е ц е д е н тн о й с л о ж н о с тью , но и тем , что с е й с м о р а з в е д ка в э т и х ш и р о та х пр о в е д е н а впе рвы е . М ож но на э той у н и ка л ь н о й э к с п е д и ц и и о с та н о в и т ь с я о тд е л ь но? - На борту научно-экспе диционного судна «Акаде мик Федоров» под проводкой атомного ледокола «Ямал» ле том 2014 года МАГЭ успешно выполнила сейсмические изы скания в Арктике. Работу мы начали чуть восточнее Земли Франца -Ио сифа (схему наших исследо ваний можно видеть на карте). Прошли подводный хребет Гаккеля, затем прервались. Льды оказались достаточно серьезные. Сделав около ты сячи километров, повернули в другой район. Лед дрейфует, поэтому можно выждать мо мент, когда пространство для работы освободится. К сере дине августа вышли на тяже лый лед, двинулись на север, вдоль хребта Ломоносова. Так как льды позволяли, пош ли дальше. К 15 августа э к с педиция достигла Северного полюса, вернулась к прерван ному профилю с другой сто роны и завершила его, так как лед уже был удобным для ра боты. Производство сейсмораз ведки во льдах сопряжено с большими сложностями. В разных местах скорость дрей фа льда составляла от 2 0 0 до 600 метров в час. Боль шая часть работ проходила во льдах сплоченностью 9-10 баллов, толщина льда порой доходила до 160 см. На не которых профилях встречался двухлетний лед толщиной до 240 см и торосы до 4 м. Зача стую ледокол «Ямал» сначала пробивал канал себе, а после возвращался и прокладывал дорогу для «Академика Федо рова». Тем не менее рейсовое за дание мы выполнили и пере выполнили. Сделано порядка 9 тысяч погонных километров сейсморазведочных работ и около 1 0 тысяч километров - навигационного обеспечения, батиметрической съемки ре льефа дна и надводной грави метрии. Работа, которую мы про вели, позволит наметить бу дущие, перспективные с точки зрения наличия нефти и газа объекты. По предварительным оценкам ученых, запасы угле водородов на шельфе превы шают несколько миллиардов тонн. Однако наша задача - получить первичный мате риал, что подразумевает до статочно серьезные работы. 69 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz