Мурманская миля. 2016, № 3.

НА БОРТУ НИС мне эти навыки очень приго­ дились... Пять лет Ходневич на «На- ливкине», второй рейс в долж­ ности заместителя начальника сезонного научного состава. Но теперь он предвкушает за ­ служенное будущее: - Вот вернусь на «Ангра- пе» в Мурманск, а там уже, наверное, снег. Тогда сра­ зу на Южный склон или даже в Кировск. У нас сплоченная компания сноубордистов. Что может быть спокойнее катаний по твердым земным породам? В ЗАМШ ЕВЫ Х ЛАПТЯХ Если в Карском море «На- ливкин» проводил исключи­ тельно сейсмические работы, то в море Лаптевых к ним до ­ бавились магниторазведка и гравиметрические исследо­ вания недр. Полный джентль­ менский набор геофизика! Море Лаптевых геофизи­ ки в обиходе называют ласко­ во Лаптями. Глубокой осенью в Лаптях трудная ледовая обста­ новка, плюс темень полярной ночи, плюс сдвиг по времени на 5 часов сравнительно с мо­ сковским. Ведь мы забрались на долготу Восточной Сибири, а где-то строго на юг от «На- ливкина» на «славном море, священном Байкале» местный ветер-баргузин, как в песне, «пошевеливает вал .» . В Лапти из Карского моря шли проливами Матисена и Вилькицкого. Сколько леген­ дарных отечественных имен на арктических картах! Федор Ан­ дреевич Матисен изучал имен­ но эти места в начале прошлого века, а экспедиция Бориса Ан­ дреевича Вилькицкого в сентя­ бре 1913 года сделала главное географическое открытие ХХ века - обнаружила гигантский архипелаг Северная Земля, южнее которого «Наливкин» те­ перь и будет работать. - Иногда появляется необ­ ходимость и счастливая воз­ The ic y p an ca ke s a re g e ttin g huge and b e c om e a m o n o lith . Б л и ны с р а с т а ю т с я в м о н о л и т можность применить разные методы. В море Лаптевых мы будем проводить комплексные геофизические изыскания, - пояснил начальник сезонного научного состава Виктор Тро­ фимов. Поэтому кроме сейсмиче­ ской косы «Наливкин» букси ­ ровал на отдельном кабеле небольшой оранжевый магни­ тометр, улавливающий мель­ чайшие изменения магнитного поля под дном моря. А для гра­ виметра, улавливающего едва заметные колебания силы тя­ жести на земной коре, отве­ ден на пароходе специальный отсек. Гравиметр располагают как можно ближе к центру тя­ жести судна, на самой нижней палубе, где волнение моря сказывается поменьше. Но главной особенностью работ в Лаптях оказались льды. И мне повезло увидеть своими глазами, как же обра­ зуется лед в открытом море! Представьте: от горизон­ та до горизонта соленая вода, температура которой на по­ верхности чуть ниже ноля по Цельсию. Глубокой осенью в Арктике обычны метели, но снег на воде не тает! Вокруг каждой снежинки потихонь­ ку нарастает лед, и вот уже «Наливкин» плывет по так на­ зываемой шуге - по взвеси мельчайших льдинок с кон­ систенцией жидкой сметаны. Зрительно поверхность моря словно покрыта замшей. Льдинки растут на глазах, и вот уже вокруг судна так назы­ ваемый блинчатый лед. Слов­ но белые листья кувшинок плавают по морю. Блины со временем стано­ вятся гигантскими и начинают срастаться в монолит. Не раз приходилось «Наливкину» идти по ледовым полям толщиной до полуметра. Без ледокола! Свой ледовый класс ветеран научного флота подтвердил полностью. Октябрь 2014 года стал для фотографа самым экзотичным месяцем экспедиции, и сегодня я с удовольствием вспоминаю, как ходил в замшевых Лаптях. НУ ЗДРАВСТВУЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ! На обратном пути в Кар­ ское море нас опять выводил в караване атомоход «50 лет Победы». За прошедшие три недели льды в проливах вдоль Таймыра разрослись так, что 61 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz