Мурманская миля. 2016, № 3.

НА БОРТУ НИС БИТВА НА КАРСКОЙ ДУГЕ Фоторепортаж Павла ВИШНЕВСКОГО Десятки тысяч миль по просторам Мирового океана от Арктики до Антарктики. Десятки тысяч километров донных профилей, нанесенных на морские геологические карты. Сотни высококлассных специалистов, поработавших за 30 лет на борту НИС «Геолог Дмитрий Наливкин», прошедших его школу и считающих судно своим родным домом. Но заслуженный пароход (пароходом по традиции называют мурманские моряки любое свое судно) не собирается на покой. С июля по ноябрь 2014 года в очередной экспедиции в Карское море и море Лаптевых на борту «Наливкина» находился специальный корреспондент журнала «Мурманская миля» Павел Вишневский. МЫС НАЛИВКИНА Весной 1985 года, мне, корреспонденту «Комсомоль­ ца Заполярья», посчастливи­ лось полюбоваться новейшим научным судном на акватории Кольского залива. «Наливкин» был тогда в прямом смысле «белым пароходом» - неболь­ шим полностью белоснежным лайнером длиной 72 метра и водоизмещением 2150 тонн. Красавец мужчина, заметно выделявшийся на рейде! А в 1988 году мне довелось побывать на северо-западе архипелага Новая Земля, на острове Панкратьева. И рас­ сматривая крупномасштабную карту побережья, мы с товари­ щами на радиогеодезической точке, созданной другой мур­ манской геологической конто­ рой - АМИГЭ, наткнулись на мыс Наливкина в полусотне километров севернее наше­ го острова. Не тот ли это На- ливкин, в чью честь назван и новый пароход дружественной КМАГЭ? Оказалось, именно тот. Еще в 1930-е годы совет­ ские первопроходцы Арктики увековечили на географиче­ ской карте память знаменито­ го геолога. И вот в июле 2014 года на борту «Геолога Дмитрия На- ливкина» мне повезло про­ ходить мимо одноименного мыса, поскольку научное суд­ но входило в Карское море из Баренцева с северной сторо­ ны, огибая Новую Землю. Без малого тридцать лет не бывал в этих местах. Но обо всем по порядку. ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛО Д КА Итак, после пяти дней пе­ рехода по относительно спо ­ койному в это время года Баренцеву морю к месту работ в северо-западной части моря Карского началось самое глав­ ное - спуск за кормой обору­ дования, которое ближайшие месяцы будет круглосуточно и ежесекундно передавать на многочисленные компьюте­ ры судового вычислительного центра терабайты информа­ ции, ради которой экспедиция и затеяна. Научный состав экспедиции разделен на группы со своими специфическими задачами. И первой в дело вступила гидро­ графическая лаборатория (она же командный навигационный пункт научных работ) во главе со старейшиной отряда нави- 41 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz