Мурманская миля. 2016, № 3.

НА БОРТУ НИС какие-то технологические про­ бы, пробы грунта, то на лебед­ ках, на тросе спускаем ковш либо бросаем геологическую трубку на глубину 5-6 тысяч метров. Поэтому наличие на судне хороших мощных рабо­ чих лебедок очень важно. Д р у ­ гой момент - все наши работы выполняются либо в дрейфе, либо на очень маленькой ско ­ рости, поэтому судно должно быть хорошо управляемым, слушаться руля, чтобы не про­ изошло намотки всех заборт­ ных внешних километровых устройств. За кормой судна бывает 3-4 км сейсмической косы, спускаются гондолы с кабелем на 500-600 метров, которые тянем за собой, когда производим магнитометриче­ ские измерения. Так вот одна из важных задач этого неболь­ шого рейса - проверить все оборудование, все лебедки, возможность управляемости судна для решения именно геологичесих и геофизических работ. - А врем ени не малова то для т а к о го внуш и тел ьно го объема работ? - Для того, чтобы все раз­ валить, что нуждалось в заме­ не, нам хватило. Все лебедки показали слабость, к сожале­ нию, и в Финляндии потом нам их заменили на новые. То есть с поставленной задачей мы достойно справились. - Д а , но по чем у вы п ош ­ ли на Канары? Там ж е тепл о , а судно п р ед на значено для работы в се верны х ш и р о ­ т а х ... - На Севере весной трудно найти подходящее место для испытательных работ, нужны большие океанские глубины, 4-5 тысяч метров, свободные ото льда. Мы шли туда, где мож­ но испытать ходовые качества и технологическое оборудование на больших глубинах океана в открытом пространстве. - Что входило н е п о с р е д ­ с твенно в ваши обя занно с ти ка к начальника отряда? - Организовывать спуск и подъем оборудования, донных сейсмических станций. И вся работа по испытанию палуб­ ных механизмов на прочность. Мы следили за работой сейс- мокосы, пушек и всего проче­ го и в случае возникновения неисправностей устраняли их. - Удивительно , что ф ин ­ с ко е п р о и з в о д с т в о , все гда о тл и чающ ееся вы с о ким к а ­ чес твом , не вы держ ало п р о ­ вер ки . - Ну вот, как оказалось, не рассчитали нагрузку, кото ­ рая необходима для геоло ги­ ческих лебедок. Для этого и требуется грамотное и сво ­ евременное опробование при приемке судна. Начальником опытного рейса тогда был наш сегодняшний генераль­ ный директор МАГЭ Геннадий Семенович Казанин. Провер­ ку мы провели доскональную, чтобы судно могло функци­ онировать бесперебойно и в высоких широтах, и в океане без проблем. После устране­ ния всех замечаний и замены вышедшей из строя аппарату­ ры и механизмов «Наливкин» ходил и в Антарктиду, и в кру­ госветное плавание. Первым рейсом с работами в Антар­ ктиде руководил тоже Генна­ дий Семенович. - Вам за п ом н и л с я ка ко й - нибудь особенны й р е й с на нем? - Один из самых запомина­ ющихся - рейс в Антарктиду. Точно не вспомню, но кажет­ ся 1989 юбилейный год, объ­ явленный ЮНЕСКО Годом Антарктиды. В этой части зем ­ ли я оказался впервые, а все новое, как правило, впечатля­ ет. Природа другая, ощущает­ ся необычная обстановка. Мы высаживались на острова, на аргентинскую научно-исследо­ вательскую станцию, бегали за пингвинами. Антарктида - кон­ тинент, открытый для науки. География исследований «Наливкина» обширна: от са­ мых северных до самых южных морей, но основная задача судна - исследования нефте­ газовых месторождений на ар­ ктическом шельфе. 39 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz