Мурманская миля. 2016, № 3.

НА БОРТУ НИС О, «НАЛИВКИН»! Анна ГАВРЕНКО Фото из архива ОАО «МАГЭ» Прошлый год стал юбилейным для научно-исследовательского судна «Геолог Дмитрий Наливкин». Следующий раздел нашего выпуска хотелось бы посвятить судну, которое является одним из легендарных в Мурманске. Почти треть века назад на нем подняли Государственный флаг СССР, а 15 марта 1985 года новейшее судно пришло в порт приписки Мурманск как флагман научного флота Морской арктической геологоразведочной экспедиции (МАГЭ). За два года до закладки киля нового научного судна скончался в Ленинграде один из старейших (с дореволюци­ онным стажем) и заслуженных российских геологов (акаде­ мик АН СССР, автор первой отечественной монографии «Геология СССР») Дмитрий Васильевич Наливкин. Его-то именем и решено было на­ звать научно-исследователь­ ское судно, строившееся по советскому заказу на верфи финского города-порта Турку. Еще на стадии проекти­ рования сотрудники КМАГЭ - Комплексной морской аркти­ ческой геологической экспе ­ диции, как тогда именовалась МАГЭ, - во главе с тогдашним главным инженером экспеди­ ции Геннадием Семеновичем Казаниным внесли массу по­ правок и усовершенствований в первоначальный проект, а затем и скрупулезно контро­ лировали ход строительства в Турку. Ведь готовили долгождан­ ный корабль «под себя» на долгие годы, и в последую­ щие десятилетия флагман на­ учного флота МАГЭ прошел несколько существенных мо­ дернизаций, что и позволяет ему по сей день оставаться современной плавучей лабо­ раторией морских геофизи­ ков. - О, «Наливкин»! Мы сна­ чала его конструировали, а потом, когда началось строи- тельство, постоянно контро­ лировали, ездили на верфь в Турку и в Московское предста­ вительство финской судостро­ ительной фирмы, - вспоминает Геннадий Казанин. - В конце 1984 года на ходовых испы­ таниях выяснилось, что судно очень шумит. Когда мне при­ несли диаграмму шума винтов, она просто перекрывала весь наш сейсмический сигнал. Это была большая проблема для финнов, испытаний в этом на­ правлении они никогда не про­ водили. В конечном счете они поставили три более мощных вспомогательных движка. Это позволило в режиме сейсми- ки отрубать главный двига ­ тель и переводить судно на электропривод. Очень тихо, ходишь, как на цыпочках. Сей­ час, конечно, мы такое движе­ ние редко используем, а в те времена оно было необходи­ мо потому, что сейсмическая коса была другого качества. Второе достоинство «На- ливкина» - это судно ледово­ го класса. Я попадал на нем в истории в Антарктиде, где ледовые условия меняются моментально. Мы как раз вы­ полняли гравиметрические работы, нужно было сделать привязку к берегу. Москва ра­ дирует, что надо уходить, но мы рискнули, сделали при­ вязку, а ночью пошел липкий снег и море моментально по­ крылось льдом. Всю ночь шли и вышли! Dmitriy NALIVKIN, a research geologist, paleontologist, stratigrapher, member of the Soviet Academy of Sciences. Академик Дмитрий НАЛИВКИН Выдающийся ученый-геолог, палеонтолог, стратиграф, академик АН СССР. 31 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz