Мурманская миля. 2016, № 3.
НА БОРТУ НИС О, «НАЛИВКИН»! Анна ГАВРЕНКО Фото из архива ОАО «МАГЭ» Прошлый год стал юбилейным для научно-исследовательского судна «Геолог Дмитрий Наливкин». Следующий раздел нашего выпуска хотелось бы посвятить судну, которое является одним из легендарных в Мурманске. Почти треть века назад на нем подняли Государственный флаг СССР, а 15 марта 1985 года новейшее судно пришло в порт приписки Мурманск как флагман научного флота Морской арктической геологоразведочной экспедиции (МАГЭ). За два года до закладки киля нового научного судна скончался в Ленинграде один из старейших (с дореволюци онным стажем) и заслуженных российских геологов (акаде мик АН СССР, автор первой отечественной монографии «Геология СССР») Дмитрий Васильевич Наливкин. Его-то именем и решено было на звать научно-исследователь ское судно, строившееся по советскому заказу на верфи финского города-порта Турку. Еще на стадии проекти рования сотрудники КМАГЭ - Комплексной морской аркти ческой геологической экспе диции, как тогда именовалась МАГЭ, - во главе с тогдашним главным инженером экспеди ции Геннадием Семеновичем Казаниным внесли массу по правок и усовершенствований в первоначальный проект, а затем и скрупулезно контро лировали ход строительства в Турку. Ведь готовили долгождан ный корабль «под себя» на долгие годы, и в последую щие десятилетия флагман на учного флота МАГЭ прошел несколько существенных мо дернизаций, что и позволяет ему по сей день оставаться современной плавучей лабо раторией морских геофизи ков. - О, «Наливкин»! Мы сна чала его конструировали, а потом, когда началось строи- тельство, постоянно контро лировали, ездили на верфь в Турку и в Московское предста вительство финской судостро ительной фирмы, - вспоминает Геннадий Казанин. - В конце 1984 года на ходовых испы таниях выяснилось, что судно очень шумит. Когда мне при несли диаграмму шума винтов, она просто перекрывала весь наш сейсмический сигнал. Это была большая проблема для финнов, испытаний в этом на правлении они никогда не про водили. В конечном счете они поставили три более мощных вспомогательных движка. Это позволило в режиме сейсми- ки отрубать главный двига тель и переводить судно на электропривод. Очень тихо, ходишь, как на цыпочках. Сей час, конечно, мы такое движе ние редко используем, а в те времена оно было необходи мо потому, что сейсмическая коса была другого качества. Второе достоинство «На- ливкина» - это судно ледово го класса. Я попадал на нем в истории в Антарктиде, где ледовые условия меняются моментально. Мы как раз вы полняли гравиметрические работы, нужно было сделать привязку к берегу. Москва ра дирует, что надо уходить, но мы рискнули, сделали при вязку, а ночью пошел липкий снег и море моментально по крылось льдом. Всю ночь шли и вышли! Dmitriy NALIVKIN, a research geologist, paleontologist, stratigrapher, member of the Soviet Academy of Sciences. Академик Дмитрий НАЛИВКИН Выдающийся ученый-геолог, палеонтолог, стратиграф, академик АН СССР. 31 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 3-2016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz