Мурманская миля. 2018, № 2.

ЭКОЛОГИЯ геологам, метеорологам в летние месяцы, а в остальное время предприятие готовилось к сле­ дующей навигации. В силу ряда причин потреб­ ность в доставке грузов в Арктику сошла на нет и к моему приходу материальная база «Арктикгру- за» оказалась в разрушенном состоянии. И тог­ да нам с коллегами пришла мысль, что техника предприятия и наш опыт могут подойти для за­ щиты побережья и ликвидации разливов нефти, по аналогии того, как это делается в случае раз­ ливов нефти в открытом море: на плавучих буро­ вых и на судоходных путях. Переориентировать «Арктикгруз» не удалось - налоговое бремя, дол­ ги, но идея осталась. С 2002 года мы ее стали пошагово реализовывать и постепенно вышли на достаточно приличный уровень. На сегодня у нас работает более 50 человек, все профессионалы высокого класса. Пока в Арктике, к счастью, об­ ходилось без серьезных происшествий, а с теми, что произошли, мы справились. - Можете привести примеры? - На память приходит авария 2006 года в одном из заливов Кольского полуострова в зоне ответственности Минобороны. В котель­ ной одной из воинских частей лопнула ем­ кость для хранения нефтепродуктов, и около 500 тонн горячего мазута разлилось в море. Над устранением мы работали трое суток. Еще одна достаточно серьезная авария произошла в Североморске. В одну из новогодних ночей бункеровали мазутом местную ТЭЦ. Лопнула труба, и огромное количество топлива выплес­ нулось в залив. Мороз, ветер... Мазут превра­ тился в пластилин, куски которого плавали по акватории. С застывшим мазутом механизмы не справлялись, и мы за неделю убрали вруч­ ную около сотни тонн. На нефтебазе в Белом море весной 2011 года произошел разлив, а в 900 метрах - Кан­ далакшский заповедник. За десять дней мы убрали около 1200 тонн этой нефтеводяной эмульсии. Тогда мы впервые применили разра­ ботку Мурманского биологического института, ученые которого создали заграждение на базе водорослей, поглощающих нефтепродукты. 12 января 2015 года серьезная авария про­ изошла в Мурманске. В тридцатиградусный мороз лопнула труба на верхней площадке первого мурманского терминала. Поток бен­ зина хлынул вниз на рельсы. В связи с угро­ зой взрыва железную дорогу перекрыли на семь часов. После изъятия порядка ста тонн топлива нам удалось снизить концентрацию до безопасного уровня и предупредить более се­ рьезную катастрофу. - Возможно ли наладить систему, предот­ вращающую подобные катастрофы? - Предупреждать аварии гораздо дешевле и правильнее. Если мы хотим создать систе­ му реагирования, то должны объединить уси­ лия всех заинтересованных структур: военных, чиновников, рыбаков и т.д. Как член Совета по экологической безопасности в Арктике при Ми­ нистерстве природных ресурсов РФ, я стрем­ люсь решать эту проблему на всех уровнях. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ ^1-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz