Мурманская миля. 2018, № 2.
ЭКОЛОГИЯ геологам, метеорологам в летние месяцы, а в остальное время предприятие готовилось к сле дующей навигации. В силу ряда причин потреб ность в доставке грузов в Арктику сошла на нет и к моему приходу материальная база «Арктикгру- за» оказалась в разрушенном состоянии. И тог да нам с коллегами пришла мысль, что техника предприятия и наш опыт могут подойти для за щиты побережья и ликвидации разливов нефти, по аналогии того, как это делается в случае раз ливов нефти в открытом море: на плавучих буро вых и на судоходных путях. Переориентировать «Арктикгруз» не удалось - налоговое бремя, дол ги, но идея осталась. С 2002 года мы ее стали пошагово реализовывать и постепенно вышли на достаточно приличный уровень. На сегодня у нас работает более 50 человек, все профессионалы высокого класса. Пока в Арктике, к счастью, об ходилось без серьезных происшествий, а с теми, что произошли, мы справились. - Можете привести примеры? - На память приходит авария 2006 года в одном из заливов Кольского полуострова в зоне ответственности Минобороны. В котель ной одной из воинских частей лопнула ем кость для хранения нефтепродуктов, и около 500 тонн горячего мазута разлилось в море. Над устранением мы работали трое суток. Еще одна достаточно серьезная авария произошла в Североморске. В одну из новогодних ночей бункеровали мазутом местную ТЭЦ. Лопнула труба, и огромное количество топлива выплес нулось в залив. Мороз, ветер... Мазут превра тился в пластилин, куски которого плавали по акватории. С застывшим мазутом механизмы не справлялись, и мы за неделю убрали вруч ную около сотни тонн. На нефтебазе в Белом море весной 2011 года произошел разлив, а в 900 метрах - Кан далакшский заповедник. За десять дней мы убрали около 1200 тонн этой нефтеводяной эмульсии. Тогда мы впервые применили разра ботку Мурманского биологического института, ученые которого создали заграждение на базе водорослей, поглощающих нефтепродукты. 12 января 2015 года серьезная авария про изошла в Мурманске. В тридцатиградусный мороз лопнула труба на верхней площадке первого мурманского терминала. Поток бен зина хлынул вниз на рельсы. В связи с угро зой взрыва железную дорогу перекрыли на семь часов. После изъятия порядка ста тонн топлива нам удалось снизить концентрацию до безопасного уровня и предупредить более се рьезную катастрофу. - Возможно ли наладить систему, предот вращающую подобные катастрофы? - Предупреждать аварии гораздо дешевле и правильнее. Если мы хотим создать систе му реагирования, то должны объединить уси лия всех заинтересованных структур: военных, чиновников, рыбаков и т.д. Как член Совета по экологической безопасности в Арктике при Ми нистерстве природных ресурсов РФ, я стрем люсь решать эту проблему на всех уровнях. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ ^1-2016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz