Мурманская миля. 2018, № 2.

ВАСИЛИЙ НИКИТИН ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ И СРАВНЕНИЯ РЫБПРОМ Фото из архива НО «Союз рыбопромышленников Севера» Нынешнее время богато на памятные даты, и невольно сравниваешь, что было и что стало. Прежде всего, мы готовимся к 100-летию нашего самого рыбного города в Заполярье - Мурманска, поэтому через призму такого события генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Василий Федорович Никитин оценивает положение дел в рыбной отрасли. - После войны страна взя­ лась за восстановление, а ры­ боловный флот обеспечивал поставку на стол свежей рыб­ ной продукции, кормил страну. Именно, исходя из этой задачи послевоенное время запомни­ лось массовым поступлением на рыболовные флоты судов типа СРТ, СРТР, РТ, БМРТ, а впоследствии и крупнотон­ нажных судов типа «Горизонт», «Моонзунд» и т.д. Многие еще ныне работающие помнят, что в траловом флоте рабо­ тало около 20 тыс. человек, в «Мурманрыбпроме» - свыше 10 тыс., а всего на бассейне в рыбной отрасли работало свы­ ше 50 тыс. человек. Счет судов шел на сотни. Кроме традици­ онных районов промысла были освоены ныне забытые рай­ оны: АЧА, ЮВТО, ЮЗА. Да, флот был могучий, но давайте сравним его экономику. Для БМРТ, к примеру, самым боль­ шим выловом в те годы был вылов сто тысяч центнеров в год. Суда, добившиеся такого вылова, до сих пор на слуху: «Добролюбов», «Навигатор», «Высоковск» и некоторые дру­ гие. Эти суда работали в году около 280-300 суток. Суточный расход дизтоплива был около 10 тонн, или около 3000 тонн в год. Таким образом, на одну добытую тонну рыбы расходо­ валось около 0,3 тонны дизель­ ного топлива. Современный переоборудованный траулер типа «Моонзунд» морозит в сутки около 250 тонн рыбы при расходе топлива около 18 тонн, а самые современные суда до­ бывают и морозят в сутки до 400 тонн рыбы. Сравнение го­ ворит, что топлива расходова­ лось почти в три раза больше. И таким затратным и по коли­ честву экипажа, и по расхо­ ду топлива был практически весь дореформенный флот. Поэтому особенно страдать о сокращении флота не надо. С другой стороны, даже при крайне низких ценах на диз­ топливо, а я помню, когда цена одной тонны была около 70 рублей, флот находился на дотации. К примеру, треска стоила в магазинах около 50 копеек, а флот получал за нее около рубля. Новый флот требует и каче­ ственно новые кадры. И если дореформенный флот был во многом не конкурентен по сравнению с лучшими запад­ ными проектами, то система кадровой работы была одна из лучших в мире. Недавно мы отмечали юбилей высшей мореходки, как ее привык­ ли называть и мурманчане, а тем более сами выпускники. В сегодняшний период выпуск­ ник средней или высшей мо­ реходки после окончания или будет служить в армии, или должен пройти еще массу се­ минаров, заплатить солидные деньги за различные допол­ нительные «корочки» и толь­ ко после этого пойти в море. Да и зарплата того периода была достаточно высокой. К примеру, к 20 годам я пошел Рыбацкие перекрестки 8 0 -х гг. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 1-2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz