Мурманская миля. 2018, № 2.
ВАСИЛИЙ НИКИТИН ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ И СРАВНЕНИЯ РЫБПРОМ Фото из архива НО «Союз рыбопромышленников Севера» Нынешнее время богато на памятные даты, и невольно сравниваешь, что было и что стало. Прежде всего, мы готовимся к 100-летию нашего самого рыбного города в Заполярье - Мурманска, поэтому через призму такого события генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Василий Федорович Никитин оценивает положение дел в рыбной отрасли. - После войны страна взя лась за восстановление, а ры боловный флот обеспечивал поставку на стол свежей рыб ной продукции, кормил страну. Именно, исходя из этой задачи послевоенное время запомни лось массовым поступлением на рыболовные флоты судов типа СРТ, СРТР, РТ, БМРТ, а впоследствии и крупнотон нажных судов типа «Горизонт», «Моонзунд» и т.д. Многие еще ныне работающие помнят, что в траловом флоте рабо тало около 20 тыс. человек, в «Мурманрыбпроме» - свыше 10 тыс., а всего на бассейне в рыбной отрасли работало свы ше 50 тыс. человек. Счет судов шел на сотни. Кроме традици онных районов промысла были освоены ныне забытые рай оны: АЧА, ЮВТО, ЮЗА. Да, флот был могучий, но давайте сравним его экономику. Для БМРТ, к примеру, самым боль шим выловом в те годы был вылов сто тысяч центнеров в год. Суда, добившиеся такого вылова, до сих пор на слуху: «Добролюбов», «Навигатор», «Высоковск» и некоторые дру гие. Эти суда работали в году около 280-300 суток. Суточный расход дизтоплива был около 10 тонн, или около 3000 тонн в год. Таким образом, на одну добытую тонну рыбы расходо валось около 0,3 тонны дизель ного топлива. Современный переоборудованный траулер типа «Моонзунд» морозит в сутки около 250 тонн рыбы при расходе топлива около 18 тонн, а самые современные суда до бывают и морозят в сутки до 400 тонн рыбы. Сравнение го ворит, что топлива расходова лось почти в три раза больше. И таким затратным и по коли честву экипажа, и по расхо ду топлива был практически весь дореформенный флот. Поэтому особенно страдать о сокращении флота не надо. С другой стороны, даже при крайне низких ценах на диз топливо, а я помню, когда цена одной тонны была около 70 рублей, флот находился на дотации. К примеру, треска стоила в магазинах около 50 копеек, а флот получал за нее около рубля. Новый флот требует и каче ственно новые кадры. И если дореформенный флот был во многом не конкурентен по сравнению с лучшими запад ными проектами, то система кадровой работы была одна из лучших в мире. Недавно мы отмечали юбилей высшей мореходки, как ее привык ли называть и мурманчане, а тем более сами выпускники. В сегодняшний период выпуск ник средней или высшей мо реходки после окончания или будет служить в армии, или должен пройти еще массу се минаров, заплатить солидные деньги за различные допол нительные «корочки» и толь ко после этого пойти в море. Да и зарплата того периода была достаточно высокой. К примеру, к 20 годам я пошел Рыбацкие перекрестки 8 0 -х гг. МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 1-2016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz