Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА нимал. Артура Николаевича постоянно атаковали пред­ ставители местных средств массовой информации, и 20 августа ему пришлось даже давать пресс-конференцию. Согласитесь, что, не имея ни ­ какой официальной инфор­ мации из Москвы, пойти на этот шаг было весьма ответ­ ственным и, можно сказать, авантюрным делом. КТО НЕ РИСКОВАЛ, ТОТ САМ СЕБЯ НЕ ИСПЫТАЛ 21 августа мы перелете­ ли в «Молодежную» и после ночевки в столице отече­ ственных антарктических ис­ следований того времени вылетели назад в Кейптаун. По своей сложности и опас­ ности этот полет было трудно с чем-либо сравнить. На бор ­ ту самолета вместе с э кипа ­ жем находилось 185 человек. В то время как в транспорт­ ном варианте с боковыми от­ кидными скамейками вдоль бортов можно было разме­ стить не более 50 пассажи­ ров. Мы стояли в грузовой кабине самолета как в пере ­ полненном в часы пи к ваго­ не метро. Было невозможно сесть даже на пол, т. к. не хва­ тало места для всех. Полет продолжался более пяти ча­ сов, поэтому люди кратко­ временно присаживались на бортовые скамьи, сменяя др у г друга. Принять реше­ ние на взлет с загрузкой, на 15 тонн превышающей раз­ решенную максимальную взлетную массу самолета, мог только настоящий про ­ фессионал, которым был Ста­ нислав Близнюк. Но ведь его нужно было еще и убедить в этом! Командир воздушно­ го судна рисковал не только собой, но и жизнями тех лю ­ дей, которые доверили ему свою судьбу. Согласитесь, это было непростое решение, и убедить летчика-професси- онала высшей пробы в этом мог только другой професси­ онал, равный ему по званию и качествам. Именно им стал Артур Николаевич. Вернув­ шись в Кейптаун, мы переса­ дили наших полярников на борт НЭС «Профессор Визе», которое было специально направлено в Кейптаун, а сами вернулись в Москву на борту «Ил-76». В бурном ка­ лейдоскопе отечественных политических событий того времени не нашлось достой­ ного места для того, чтобы по праву оценить этот подвиг. Но все его участники до сих пор до мельчайших подроб ­ ностей вспоминают этот у н и ­ кальный перелет. УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В январе 1992 г. была нача­ та другая уникальная поляр­ ная экспедиция в Антарктику. Речь идет о российско-аме­ риканской дрейфующей на­ учной станции «Уэдделл-1». Как известно, такие стан­ ции создавались только на дрейф ующих льдах Север­ но го Ледовито го океана, для Антар кти ки это был первый уни кальный эксперимент. Его разработка началась еще в январе 1990 г., и Артур Николаевич принимал са­ мое активное участие в этом процессе. После заверш е ­ ния ново годних каникул 1992 г. он ор ганизовал то р ­ жественное мероприятие в Верховном Совете Россий ­ ской Федерации у его Пред­ седателя Р. И. Хасбулатова, в программу которого входило вручение мне как начальнику первой российско-американ­ ской дрейфующей станции в Антарктике Государственно­ го флага Российской Федера­ ции. Я стоял перед одним из руководителей нашей страны, по сторонам Герой Советского Союза А. Н. Чилингаров и Ге- МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz