Мурманская миля. 2019, № 4.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА нимал. Артура Николаевича постоянно атаковали пред ставители местных средств массовой информации, и 20 августа ему пришлось даже давать пресс-конференцию. Согласитесь, что, не имея ни какой официальной инфор мации из Москвы, пойти на этот шаг было весьма ответ ственным и, можно сказать, авантюрным делом. КТО НЕ РИСКОВАЛ, ТОТ САМ СЕБЯ НЕ ИСПЫТАЛ 21 августа мы перелете ли в «Молодежную» и после ночевки в столице отече ственных антарктических ис следований того времени вылетели назад в Кейптаун. По своей сложности и опас ности этот полет было трудно с чем-либо сравнить. На бор ту самолета вместе с э кипа жем находилось 185 человек. В то время как в транспорт ном варианте с боковыми от кидными скамейками вдоль бортов можно было разме стить не более 50 пассажи ров. Мы стояли в грузовой кабине самолета как в пере полненном в часы пи к ваго не метро. Было невозможно сесть даже на пол, т. к. не хва тало места для всех. Полет продолжался более пяти ча сов, поэтому люди кратко временно присаживались на бортовые скамьи, сменяя др у г друга. Принять реше ние на взлет с загрузкой, на 15 тонн превышающей раз решенную максимальную взлетную массу самолета, мог только настоящий про фессионал, которым был Ста нислав Близнюк. Но ведь его нужно было еще и убедить в этом! Командир воздушно го судна рисковал не только собой, но и жизнями тех лю дей, которые доверили ему свою судьбу. Согласитесь, это было непростое решение, и убедить летчика-професси- онала высшей пробы в этом мог только другой професси онал, равный ему по званию и качествам. Именно им стал Артур Николаевич. Вернув шись в Кейптаун, мы переса дили наших полярников на борт НЭС «Профессор Визе», которое было специально направлено в Кейптаун, а сами вернулись в Москву на борту «Ил-76». В бурном ка лейдоскопе отечественных политических событий того времени не нашлось достой ного места для того, чтобы по праву оценить этот подвиг. Но все его участники до сих пор до мельчайших подроб ностей вспоминают этот у н и кальный перелет. УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В январе 1992 г. была нача та другая уникальная поляр ная экспедиция в Антарктику. Речь идет о российско-аме риканской дрейфующей на учной станции «Уэдделл-1». Как известно, такие стан ции создавались только на дрейф ующих льдах Север но го Ледовито го океана, для Антар кти ки это был первый уни кальный эксперимент. Его разработка началась еще в январе 1990 г., и Артур Николаевич принимал са мое активное участие в этом процессе. После заверш е ния ново годних каникул 1992 г. он ор ганизовал то р жественное мероприятие в Верховном Совете Россий ской Федерации у его Пред седателя Р. И. Хасбулатова, в программу которого входило вручение мне как начальнику первой российско-американ ской дрейфующей станции в Антарктике Государственно го флага Российской Федера ции. Я стоял перед одним из руководителей нашей страны, по сторонам Герой Советского Союза А. Н. Чилингаров и Ге- МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz