Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА колесны х шасси. Выбор та ­ ко го самолета был сделан в пользу «Ил-76МД», к о ­ торый пр инадлежал ОКБ им. С. В. Ильюшина. До этого подобные полеты осущест­ влялись из африканского аэропорта Мапуту (Мозам­ бик), но на этот раз было не ­ обходимо выполнить рейс на более короткой дистан ­ ции полета с учетом предпо ­ лагаемой большой за грузки на перелете из Антарктиды в Африку. Таким аэропортом мо г стать южноафриканский Кейптаун. Напомним, что в 1991 г. между нашими стра­ нами еще не существовало дипломатических отноше­ ний из-за политики апарте­ ида, которую осуществляли власти этой страны. Взаим ­ ные консульские вопросы обеспечивались только с 1944 г. по вторую половину 1950-х годов. Кроме того, в последние годы своего су­ ществования СССР испыты­ вал заметные финансовые трудности, а ор ганизация подобно го м еж кон тинен ­ тального перелета была весьма затратным делом. Вот здесь и при годились уникальные ор гани за тор ­ ские способности Артура Николаевича. Он частично получил бюджетные сред ­ ства для ор ганизации пере ­ лета, нашел коммерческую за грузку по пути следова­ ния в Африку для того, чтобы дополнить дефицит выде­ ленных средств, и решил дипломатические вопросы по прием у советского само­ лета в Кейптауне. Согласи­ тесь, все это выглядело за пределами реального по ни ­ мания возможностей нашей страны в те годы. Но это был Артур Николаевич и только ему было по плечу решать неразрешаемые вопросы. КОММЕНТАРИЙ НА ТВ В ПОРТУ КЕЙПТАУН БЕЗ ОТМАШКИ КРЕМЛЯ В конце первой половины августа 1991 г. наш самолет «Ил-76» вылетел с испыта­ тельного аэродрома в г. Жу­ ковский (Московская обл.). Его пилотировал шеф-пилот испытательной службы ОКБ им. С. В. Ильюшина, заслу­ женный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Со­ юза С. Г Близнюк. Началь­ ником этой воздушной экспедиции был А. Н. Чилин ­ гаров, а я вошел в ее состав в качестве начальника САЭ, которым был назначен 18 апреля 1991 г. Это был удиви ­ тельный перелет по марш ­ руту Москва - Дубай (ОАЭ) - Бан гкок (Таиланд) - Колом­ бо (Шри-Ланка) - Виктория (Сейшельские Острова) - Ха­ раре (Зимбабве) - Кейптаун. Такой сложный маршрут был продиктован тем обстоятель­ ством, что в Бангкоке мы по ­ лучали коммерческий груз для доставки его в Хараре. В знаменитом южноафрикан­ ском порту Кейптаун на юге Южной Африки мы встре­ тили события августовского путча в СССР (19-21 августа 1991 г.), когда с нашей стра­ ной не было никакой связи и тем более дипломатиче­ ских представительств СССР в ЮАР. Местное телевидение постоянно показывало боль­ шие народные волнения в Москве и передвижения по ее улицам колонн таков и другой военной техники. Все комментарии на телевиде­ нии давались не на ан глий ­ ском, а на местном языке буров - африкаанс, который никто из нас не знал и не по­ 50 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz