Мурманская миля. 2019, № 4.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА колесны х шасси. Выбор та ко го самолета был сделан в пользу «Ил-76МД», к о торый пр инадлежал ОКБ им. С. В. Ильюшина. До этого подобные полеты осущест влялись из африканского аэропорта Мапуту (Мозам бик), но на этот раз было не обходимо выполнить рейс на более короткой дистан ции полета с учетом предпо лагаемой большой за грузки на перелете из Антарктиды в Африку. Таким аэропортом мо г стать южноафриканский Кейптаун. Напомним, что в 1991 г. между нашими стра нами еще не существовало дипломатических отноше ний из-за политики апарте ида, которую осуществляли власти этой страны. Взаим ные консульские вопросы обеспечивались только с 1944 г. по вторую половину 1950-х годов. Кроме того, в последние годы своего су ществования СССР испыты вал заметные финансовые трудности, а ор ганизация подобно го м еж кон тинен тального перелета была весьма затратным делом. Вот здесь и при годились уникальные ор гани за тор ские способности Артура Николаевича. Он частично получил бюджетные сред ства для ор ганизации пере лета, нашел коммерческую за грузку по пути следова ния в Африку для того, чтобы дополнить дефицит выде ленных средств, и решил дипломатические вопросы по прием у советского само лета в Кейптауне. Согласи тесь, все это выглядело за пределами реального по ни мания возможностей нашей страны в те годы. Но это был Артур Николаевич и только ему было по плечу решать неразрешаемые вопросы. КОММЕНТАРИЙ НА ТВ В ПОРТУ КЕЙПТАУН БЕЗ ОТМАШКИ КРЕМЛЯ В конце первой половины августа 1991 г. наш самолет «Ил-76» вылетел с испыта тельного аэродрома в г. Жу ковский (Московская обл.). Его пилотировал шеф-пилот испытательной службы ОКБ им. С. В. Ильюшина, заслу женный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Со юза С. Г Близнюк. Началь ником этой воздушной экспедиции был А. Н. Чилин гаров, а я вошел в ее состав в качестве начальника САЭ, которым был назначен 18 апреля 1991 г. Это был удиви тельный перелет по марш руту Москва - Дубай (ОАЭ) - Бан гкок (Таиланд) - Колом бо (Шри-Ланка) - Виктория (Сейшельские Острова) - Ха раре (Зимбабве) - Кейптаун. Такой сложный маршрут был продиктован тем обстоятель ством, что в Бангкоке мы по лучали коммерческий груз для доставки его в Хараре. В знаменитом южноафрикан ском порту Кейптаун на юге Южной Африки мы встре тили события августовского путча в СССР (19-21 августа 1991 г.), когда с нашей стра ной не было никакой связи и тем более дипломатиче ских представительств СССР в ЮАР. Местное телевидение постоянно показывало боль шие народные волнения в Москве и передвижения по ее улицам колонн таков и другой военной техники. Все комментарии на телевиде нии давались не на ан глий ском, а на местном языке буров - африкаанс, который никто из нас не знал и не по 50 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz