Мурманская миля. 2019, № 4.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА в.д. на небольшой м но го летней льдине размером всего 350х300 м. Руководи телям экспедиции и Артуру Николаевичу хотелось най ти более фундаментальную основу для новой дрейфу ющей станции, но ничего более интересного в этом районе не было. В результа те, когда атомоход «Сибирь» покидал наш ледовый ла герь, на его борту заключа лись пари, через сколько дней они вернутся за нами, чтобы эвакуировать личный состав «СП-29» на Большую землю. Однако наш выбор ядра поля сморози м но го летней льдины оказался верным, и мы благополучно проработали на этой льди не 14 месяцев без единой трещины и разломов. Более того, размеры нашей льди ны, как ни странно, даже уве личились на сотню метров перед закрытием станции. В апреле 1988 г., когда Артур Николаевич проле тал над нашей льдиной, сле дуя на станцию «СП-28», в радиопере говорах с ним я услышал прекрасную фразу: «Валера, какую мы с тобой фантастическую льдину вы брали! Уверен, что и дальше у вас все будет в порядке. Желаю удачи!». Это была вы сокая профессиональная оценка нашего выбора. РЕШАТЬ НЕРАЗРЕШАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ЕМУ ПО ПЛЕЧУ В очередной раз поляр ная судьба свела меня с А. Н. Чилингаровым в ко н це лета 1991 г. В апреле того года, пытаясь форсировать гряду торосов в районе станции Молодежная, НЭС «Михаил Сомов» застрял на ней и не имел возмож но сти сдвинуться в любом на правлении. Завершалась антарктическая осень, и все другие экспедиционны е суда нашей страны и коллег из иностранных антаркти ческих экспедиций к это му времени уже покинули антарктические воды. НЭС «Академик Федоров» нахо дился на ремонте в порту Сингапура и не мог прийти на помощь своему старшему «судовому брату». На борту судна кроме экипажа нахо дилось более сотни человек - участников 35-й зим овоч ной и 36-й сезонной САЭ. Большая часть из них была перемещена на станцию «Молодежная». В результате на борту судна и на вышеназ ванной станции сложилась сложная ситуация с продо вольствием, т. к. имеющиеся его запасы не были рассчи таны на такое непредвиден ное увеличение лично го состава. У многих полярников, начавших уже вторую зимов ку в Антарктиде, наблюдался сильный нервный стресс. В связи с этим Артур Николае вич, который в это время уже работал заместителем руко водителя Госкомгидромета СССР, принял решение орга низовать спасательную экспе дицию по эвакуации группы полярников и части членов экипажа НЭС «Михаил Сомов» на родину на борту самолета «Ил-76». В те годы на станции «Молодежная» действовала взлетно-посадочная полоса из уплотненного снега, при годная для приема тяжелых транспортных самолетов на «НА БОРТУ САМОЛЕТА ВМЕСТЕ С ЭКИПАЖЕМ НАХОДИЛОСЬ 185 ЧЕЛОВЕК. В ТО ВРЕМЯ КАК В ТРАНСПОРТНОМ ВАРИАНТЕ С БОКОВЫМИ ОТКИДНЫМИ СКАМЕЙКАМИ ВДОЛЬ БОРТОВ МОЖНО БЫЛО РАЗМЕСТИТЬ НЕ БОЛЕЕ 50 ПАССАЖИРОВ. МЫ СТОЯЛИ В ГРУЗОВОЙ КАБИНЕ САМОЛЕТА КАК В ПЕРЕПОЛНЕННОМ В ЧАСЫ ПИК ВАГОНЕ МЕТРО» МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz