Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА в.д. на небольшой м но го ­ летней льдине размером всего 350х300 м. Руководи ­ телям экспедиции и Артуру Николаевичу хотелось най ­ ти более фундаментальную основу для новой дрейфу­ ющей станции, но ничего более интересного в этом районе не было. В результа­ те, когда атомоход «Сибирь» покидал наш ледовый ла­ герь, на его борту заключа ­ лись пари, через сколько дней они вернутся за нами, чтобы эвакуировать личный состав «СП-29» на Большую землю. Однако наш выбор ядра поля сморози м но го ­ летней льдины оказался верным, и мы благополучно проработали на этой льди ­ не 14 месяцев без единой трещины и разломов. Более того, размеры нашей льди ­ ны, как ни странно, даже уве ­ личились на сотню метров перед закрытием станции. В апреле 1988 г., когда Артур Николаевич проле ­ тал над нашей льдиной, сле­ дуя на станцию «СП-28», в радиопере говорах с ним я услышал прекрасную фразу: «Валера, какую мы с тобой фантастическую льдину вы­ брали! Уверен, что и дальше у вас все будет в порядке. Желаю удачи!». Это была вы­ сокая профессиональная оценка нашего выбора. РЕШАТЬ НЕРАЗРЕШАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ЕМУ ПО ПЛЕЧУ В очередной раз поляр ­ ная судьба свела меня с А. Н. Чилингаровым в ко н ­ це лета 1991 г. В апреле того года, пытаясь форсировать гряду торосов в районе станции Молодежная, НЭС «Михаил Сомов» застрял на ней и не имел возмож но ­ сти сдвинуться в любом на­ правлении. Завершалась антарктическая осень, и все другие экспедиционны е суда нашей страны и коллег из иностранных антаркти ­ ческих экспедиций к это­ му времени уже покинули антарктические воды. НЭС «Академик Федоров» нахо­ дился на ремонте в порту Сингапура и не мог прийти на помощь своему старшему «судовому брату». На борту судна кроме экипажа нахо­ дилось более сотни человек - участников 35-й зим овоч ­ ной и 36-й сезонной САЭ. Большая часть из них была перемещена на станцию «Молодежная». В результате на борту судна и на вышеназ­ ванной станции сложилась сложная ситуация с продо ­ вольствием, т. к. имеющиеся его запасы не были рассчи ­ таны на такое непредвиден ­ ное увеличение лично го состава. У многих полярников, начавших уже вторую зимов­ ку в Антарктиде, наблюдался сильный нервный стресс. В связи с этим Артур Николае­ вич, который в это время уже работал заместителем руко­ водителя Госкомгидромета СССР, принял решение орга­ низовать спасательную экспе­ дицию по эвакуации группы полярников и части членов экипажа НЭС «Михаил Сомов» на родину на борту самолета «Ил-76». В те годы на станции «Молодежная» действовала взлетно-посадочная полоса из уплотненного снега, при ­ годная для приема тяжелых транспортных самолетов на «НА БОРТУ САМОЛЕТА ВМЕСТЕ С ЭКИПАЖЕМ НАХОДИЛОСЬ 185 ЧЕЛОВЕК. В ТО ВРЕМЯ КАК В ТРАНСПОРТНОМ ВАРИАНТЕ С БОКОВЫМИ ОТКИДНЫМИ СКАМЕЙКАМИ ВДОЛЬ БОРТОВ МОЖНО БЫЛО РАЗМЕСТИТЬ НЕ БОЛЕЕ 50 ПАССАЖИРОВ. МЫ СТОЯЛИ В ГРУЗОВОЙ КАБИНЕ САМОЛЕТА КАК В ПЕРЕПОЛНЕННОМ В ЧАСЫ ПИК ВАГОНЕ МЕТРО» МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz