Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА торого входили тогда атомные ледоколы «Арктика» и «Си­ бирь». После положительных результатов этих переговоров мы приступили к организа­ ции высокоширотного рейса атомного ледокола «Сибирь», предоставленного для этих целей судовладельцем в на­ чале мая 1987 г. ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ГРАФИКА К ВСЕОБЩЕМУ ЛИКОВАНИЮ 21 мая 1987 г. исполня ­ лось 50 лет со дня откры ­ тия первой отечественной дрейфующей станции «Се­ верный полюс». Весной 1937 г. эта станция была о р ­ ганизована в районе гео­ графического Северного полюса с помощью авиации, и в ледовом лагере осталась знаменитая четверка ле ген ­ дарных папанинцев: И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, П. П. Ш иршов и Э. Т. Кренкель. Настоящим полярникам надлежало отмечать этот юбилей не на торжествен­ ных заседаниях и пра зднич ­ ных банкетах в честь этого выдающегося юбилея, а в условиях Ар кти ки , в ее бес­ крайних ледовитых пр о ­ сторах. Артур Николаевич, конечно же, пр ин адл еж и т к кате гории настоящих п о ­ лярни ко в . Поэтому, только узнав о планах вы со кош и ­ ротно го рейса «Сибири», он пожелал возглавить эту э кспед ицию . Н. А. Корни ­ лову пришлось уступить безудержной энер гии Чи ­ лингарова, и он до говорил ­ ся, что возглавит первый рейс нового научно -экспе ­ дицио н но го судна «Акаде­ мик Федоров» в Антарктику осенью 1987 г. Артур Никола­ евич пригласил для участия в рейсе на атомоходе сво ­ их коллег по спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток», с которыми он разделял все трудности и радости сложного рейса в условиях зимней Антар ­ ктики. Я как начальник бу­ дущей «СП-29» встретился с Артуром Николаевичем по ­ сле майских праздников в Мурманске. Он сразу же со ­ общил мне об изменениях маршрута рейса атомного ледокола «Сибирь» - после завершения работ на «СП- 29», по его предложению , мы должны были пойти в точку расположения географиче­ ского Северного полюса. По­ добные изменения не были согласованы с судовладель­ цем и с заказчиком исследо­ ваний на «СП-29», но энер гия и энтузиазм Артура Никола­ евича не знали преград, и наш ледокол направился к Северному полюсу. Конеч­ но же, все участники рейса, включая э кип аж ледокола, радовались возможности достигнуть этой уни кальной географической точки на планете в надводном пла­ вании - второй раз после похода «Сибири» в августе 1977 г. Единственным чело­ веком, который не разделял этих восторгов, был я, так как отчетливо понимал, что это отступление от планового графика сдвинет на две не ­ дели начало наших работ на новой льдине. И самое глав­ ное, в начале июня мы уже не могли построить ледник для хранения заморожен ­ ных продуктов. Но, к нашей большой радости, когда в начале июня 1987 г. атомо­ ход «Сибирь» проходил че ­ рез пролив Вилькицкого, нам вертолетом доставили небольшую морозильную камеру. Все это организовал Артур Николаевич. ЛЬДИНУ ВЫБРАЛИ ПРАВИЛЬНУЮ 10 июня того же года «СП-29» была открыта в ко ­ ординатах 80023'с.ш., 112059' 48 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz