Мурманская миля. 2019, № 4.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА торого входили тогда атомные ледоколы «Арктика» и «Си бирь». После положительных результатов этих переговоров мы приступили к организа ции высокоширотного рейса атомного ледокола «Сибирь», предоставленного для этих целей судовладельцем в на чале мая 1987 г. ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ГРАФИКА К ВСЕОБЩЕМУ ЛИКОВАНИЮ 21 мая 1987 г. исполня лось 50 лет со дня откры тия первой отечественной дрейфующей станции «Се верный полюс». Весной 1937 г. эта станция была о р ганизована в районе гео графического Северного полюса с помощью авиации, и в ледовом лагере осталась знаменитая четверка ле ген дарных папанинцев: И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, П. П. Ш иршов и Э. Т. Кренкель. Настоящим полярникам надлежало отмечать этот юбилей не на торжествен ных заседаниях и пра зднич ных банкетах в честь этого выдающегося юбилея, а в условиях Ар кти ки , в ее бес крайних ледовитых пр о сторах. Артур Николаевич, конечно же, пр ин адл еж и т к кате гории настоящих п о лярни ко в . Поэтому, только узнав о планах вы со кош и ротно го рейса «Сибири», он пожелал возглавить эту э кспед ицию . Н. А. Корни лову пришлось уступить безудержной энер гии Чи лингарова, и он до говорил ся, что возглавит первый рейс нового научно -экспе дицио н но го судна «Акаде мик Федоров» в Антарктику осенью 1987 г. Артур Никола евич пригласил для участия в рейсе на атомоходе сво их коллег по спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток», с которыми он разделял все трудности и радости сложного рейса в условиях зимней Антар ктики. Я как начальник бу дущей «СП-29» встретился с Артуром Николаевичем по сле майских праздников в Мурманске. Он сразу же со общил мне об изменениях маршрута рейса атомного ледокола «Сибирь» - после завершения работ на «СП- 29», по его предложению , мы должны были пойти в точку расположения географиче ского Северного полюса. По добные изменения не были согласованы с судовладель цем и с заказчиком исследо ваний на «СП-29», но энер гия и энтузиазм Артура Никола евича не знали преград, и наш ледокол направился к Северному полюсу. Конеч но же, все участники рейса, включая э кип аж ледокола, радовались возможности достигнуть этой уни кальной географической точки на планете в надводном пла вании - второй раз после похода «Сибири» в августе 1977 г. Единственным чело веком, который не разделял этих восторгов, был я, так как отчетливо понимал, что это отступление от планового графика сдвинет на две не дели начало наших работ на новой льдине. И самое глав ное, в начале июня мы уже не могли построить ледник для хранения заморожен ных продуктов. Но, к нашей большой радости, когда в начале июня 1987 г. атомо ход «Сибирь» проходил че рез пролив Вилькицкого, нам вертолетом доставили небольшую морозильную камеру. Все это организовал Артур Николаевич. ЛЬДИНУ ВЫБРАЛИ ПРАВИЛЬНУЮ 10 июня того же года «СП-29» была открыта в ко ординатах 80023'с.ш., 112059' 48 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz