Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ В дальнейшем я ред­ ко встречался с Ч илин га ­ ровым, особенно когда он перешел из ААНИИ на ра­ боту в Амдерминское УГМС в качестве его начальника. Его карьерный рост пр о ­ должался, и уже в 1980 году Артур Николаевич переве ­ ден на должность началь­ ника Управления кадров и учебных заведений Го- ском гидромета СССР. Столь стремительная карьера не являлась случайностью или конъюнктурой. Скорее это была справедливая оцен ­ ка результатов его работы. Страсть к полярным э кспе ­ дициям не покидала его в тиши больших м инистер ­ ских кабинетов, при лю ­ бой удобной возможности он стремился в А р кти ку и в Антарктику, особенно если возникали трудные и слож ­ норешаемые проблемы. Одной из них стала спаса­ тельная операция научно­ экспедиционно го судна «Михаил Сомов», которое попало в ледяной дрейф в море Росса. Это произошло в марте 1985 года. После за ­ вершения операций по снабжению антарктической станции «Русская» по пр о ­ грамме 30-й САЭ НЭС «Миха­ ил Сомов» оказалось зажато льдами и попало в вынуж ­ денный дрейф в условиях наступающей антарктиче ­ ской зимы. В Москве при ­ няли решение организовать спасательную экспедицию на ледоколе «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства. Эту экспедицию возглавил А. Н. Чилингаров. Ледокол помо г освободить­ ся из ледового плена НЭС «Михаил Сомов» в ав гу­ сте того же года. Его дрейф продолжался 133 дня. За прекрасную ор ганизацию спасательных операций А р ­ тур Николаевич Ч илин га ­ ров, капитан НЭС «Михаил Сомов» Валентин Ф ил и п п о ­ вич Родченко и командир вертолета «Ми-8» Борис Ва­ сильевич Лялин удостое­ ны звания Героя Советского Союза. Об этом событии на­ писано немало очерков и статей, сняты документаль­ ные фильмы и телевизион ­ ные программы . ЗАМЕНА ДРЕЙФУЮЩЕЙ СТАНЦИИ «СП-27» НА «СП-29» 31 декабря 1986 года уже в 15.00, когда все сотрудни ­ ки ААНИИ разошлись по д о ­ мам для подготовки встречи Нового года, мы вдвоем с заместителем директора института, Героем Социали­ стического труда, Николаем Александровичем Корни ­ ловым придумали план ар­ ктической экспедиции по закры тию дрейфующей станции «СП-27» и созданию новой подобной станции «СП-29». Проблема за клю ­ чалась в сложной ледовой обстановке во кр у г лагеря «СП-27», не позволявшей в этом районе создать взлет­ но-посадочную полосу для ор ганизации полетов са­ молетов, чтобы эва куиро ­ вать полярни ков со льдины. Новую станцию «СП-29» требовалось создать в мало­ изученной северо-западной части моря Лаптевых, в рай ­ оне архипелага Северная Земля. Комплексно подой ­ дя к возникш ей проблеме, мы нашли оптимальное ре­ шение. Работы следует про ­ вести с помощью одной морской экспедиции на борту атомного ледокола, который вначале снимет по ­ лярни ков и станционное оборудование с «СП-27», дрейф которой уже подхо­ дил к проливу Фрама, раз­ деляющему Ш пицбер ген и Гренландию, а затем, сделав кратковременный заход в порт Диксон , направится на создание «СП-29». В январе мы полетели в М урманск для проведения пере говоров с ледокольной службой Мурманского мор­ ского пароходства, в состав ко­ МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz