Мурманская миля. 2019, № 4.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ В дальнейшем я ред ко встречался с Ч илин га ровым, особенно когда он перешел из ААНИИ на ра боту в Амдерминское УГМС в качестве его начальника. Его карьерный рост пр о должался, и уже в 1980 году Артур Николаевич переве ден на должность началь ника Управления кадров и учебных заведений Го- ском гидромета СССР. Столь стремительная карьера не являлась случайностью или конъюнктурой. Скорее это была справедливая оцен ка результатов его работы. Страсть к полярным э кспе дициям не покидала его в тиши больших м инистер ских кабинетов, при лю бой удобной возможности он стремился в А р кти ку и в Антарктику, особенно если возникали трудные и слож норешаемые проблемы. Одной из них стала спаса тельная операция научно экспедиционно го судна «Михаил Сомов», которое попало в ледяной дрейф в море Росса. Это произошло в марте 1985 года. После за вершения операций по снабжению антарктической станции «Русская» по пр о грамме 30-й САЭ НЭС «Миха ил Сомов» оказалось зажато льдами и попало в вынуж денный дрейф в условиях наступающей антарктиче ской зимы. В Москве при няли решение организовать спасательную экспедицию на ледоколе «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства. Эту экспедицию возглавил А. Н. Чилингаров. Ледокол помо г освободить ся из ледового плена НЭС «Михаил Сомов» в ав гу сте того же года. Его дрейф продолжался 133 дня. За прекрасную ор ганизацию спасательных операций А р тур Николаевич Ч илин га ров, капитан НЭС «Михаил Сомов» Валентин Ф ил и п п о вич Родченко и командир вертолета «Ми-8» Борис Ва сильевич Лялин удостое ны звания Героя Советского Союза. Об этом событии на писано немало очерков и статей, сняты документаль ные фильмы и телевизион ные программы . ЗАМЕНА ДРЕЙФУЮЩЕЙ СТАНЦИИ «СП-27» НА «СП-29» 31 декабря 1986 года уже в 15.00, когда все сотрудни ки ААНИИ разошлись по д о мам для подготовки встречи Нового года, мы вдвоем с заместителем директора института, Героем Социали стического труда, Николаем Александровичем Корни ловым придумали план ар ктической экспедиции по закры тию дрейфующей станции «СП-27» и созданию новой подобной станции «СП-29». Проблема за клю чалась в сложной ледовой обстановке во кр у г лагеря «СП-27», не позволявшей в этом районе создать взлет но-посадочную полосу для ор ганизации полетов са молетов, чтобы эва куиро вать полярни ков со льдины. Новую станцию «СП-29» требовалось создать в мало изученной северо-западной части моря Лаптевых, в рай оне архипелага Северная Земля. Комплексно подой дя к возникш ей проблеме, мы нашли оптимальное ре шение. Работы следует про вести с помощью одной морской экспедиции на борту атомного ледокола, который вначале снимет по лярни ков и станционное оборудование с «СП-27», дрейф которой уже подхо дил к проливу Фрама, раз деляющему Ш пицбер ген и Гренландию, а затем, сделав кратковременный заход в порт Диксон , направится на создание «СП-29». В январе мы полетели в М урманск для проведения пере говоров с ледокольной службой Мурманского мор ского пароходства, в состав ко МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz