Мурманская миля. 2019, № 4.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА мостика, часами кружил над белой пустыней на вертоле­ те, отыскивая лазейку в ледо­ вых лабиринтах. И он все же пробился к дрейфующему уже четыре с половиной ме­ сяца «Сомову». Такая опера­ ция была первой в истории Антарктики. Ей и до сих пор нет аналогов. - Может быть, вы слыша­ ли - в наше время по моти­ вам этой истории в России был снят полнометражный фильм, блокбастер «Ледо­ кол». Персонажи картины выглядят в нем настоящи­ ми героями. - То, конечно, кино, одна­ ко в жи зни Алексей Федо­ рович Трешников - учитель Чилингарова, участник пер ­ вых советских экспедиций к полюсам Земли, президент Географического общества СССР - на встрече «Сомова» тоже сказал, что считает спа­ сателей героями. Эти слова для Чилингарова значили, наверное, не меньше, чем «Золотая Звезда». Он полу­ чил ее, когда вернулся из этой самой тяжелой своей антарктической одиссеи. Го­ ворят, в жи зни всегда есть место подвигу. Правда, из­ лишне осторожные и пред­ усмотрительные скептики обычно добавляют: «Только надо от этого места держать­ ся подальше». Артур Чилин ­ гаров к числу таких людей не относится. - Будучи одним из перво­ проходцев Арктики, Артур Николаевич стал пионером во многих исследованиях и продолжает заниматься во­ просами больших широт до сих пор. Как вы думаете, с чем связан такой интерес к Северу? - Как говорил сам Артур Николаевич: «Мы неизбеж ­ но рано или поздно придем к необходимости возрож­ дения российского Севера. Друго го пути у нас просто нет». И для того чтобы време­ на эти наступили как можно раньше, он пытался делать (и делает по сей день) то, что в его силах. - Например? - Чилингаров убежден, что Северный морской путь мо­ жет стать одним из важней ­ ших мировых транспортных коридоров между Европой и Дальним Востоком, страна­ ми Азии, позволяющим в не­ сколько раз сократить путь из Европы в Азию, а значит, снизить стоимость доставки грузов. От активной работы этого коридора, основную часть которого и составля­ ет Северный морской путь, российский бюджет может постоянно пополняться сот­ нями миллионов долларов США. Он с улыбкой относит­ ся к рассуждениям о том, что в ближайшие десятилетия Арктика так потеплеет, что в Ледовитом океане можно будет спо койно плавать по чистой воде и никакое ледо­ кольное сопровождение и гидрометеообеспечение су­ дам не понадобится, и про ­ бивает идею возрождения полярных станций по всей трассе. Первые шаги уже сделаны. Благодаря Чилин ­ гарову, сумевшему найти внебюджетные деньги и за­ интересовать своей идеей даже американцев, возрож ­ дена сгоревшая несколько лет назад полярная станция на острове Белом. Остров этот, если взглянуть на карту России, нависает над Яма­ лом. Расположен он в Кар­ ском море, и без данных этой станции судам трудно прео ­ долевать коварные Карские МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 4-2019 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz