Мурманская миля. 2019, № 2.
ДЕНЬ ГЕОЛОГА ние приходилось «скрести по сусекам» - искать по морским организациям и профиль ным предприятиям, притом, что зарубежная аппаратура в то время не закупалась и не поставлялась. Но постепен но ситуация начала меняться. Значимый вклад в развитие молодой экспедиции внесли ее начальник Николай Нико лаевич Трубятчинский и его помощник Федор Николае вич Ковров, которых Виталий Алексеевич считает своими учителями. ПЕРВЫЕ СУДА И ПЕРВЫЙ РЕЙС Ситуация с судами тоже была непростой, первое время их попросту не было. Неболь шое судно старой постройки «Владимир Обручев», имею щееся на балансе компании, служило временно. Позже удалось закупить несколько рыболовных траулеров, ко торые переоборудовали для нужд и задач экспедиции. Рейс в Карское море, состо явшийся в 1974 году, Виталий Алексеевич помнит особен но. И не только потому, что он был первый в рамках де ятельности МАГЭ. В ту экс педицию взяли сотрудниц камерального отдела, чтобы девушки воочию понаблюда ли за работой в море. Работы морские геологи выполнили успешно, но на обратном пути судно попало в жесточайший шторм. Чудом добравшись до Териберки, научная группа и экипаж пересели на пасса жирский корабль. Бесстраш ная девичья часть коллектива, по признанию Виталия Алек сеевича, запомнила этот рейс на всю жизнь. В период действия запре та на китобойный промысел и последующее расформиро вание китобойной флотилии МАГЭ приобрело три судна данного профиля - «Скользя щий», «Стригущий» и «Сме лый». На них долгое время выполнялись геологические, гравиметрические и магнито метрические работы. Однако приспособить их к сейсмо разведке оказалось сложно. Ситуация в корне измени лась, когда в середине 70-х на вооружение МАГЭ посту пило специализированное ги дрографическое судно НИС «Профессор Куренцов» с ла бораторией, современными техническими условиями и бытовыми удобствами на бор ту. Судно стало флагманом экспедиции - на нем успешно занимались глубоководными исследованиями, драгирова нием морского дна и различ ными видами сейсмических и гравимагнитных работ. При мечательно, что списали НИС «Профессор Куренцов» со всем недавно, буквально в этом году. НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ 80-е годы прошлого столе тия ознаменовались для МАГЭ этапом ударного технического переоснащения - появились н а учно -и сслед ова тел ьски е суда «Профессор Владимир Кузнецов», «Геолог Дмитрий Наливкин», «Геофизик», своя ремонтная мастерская и кон структорское бюро. - Очень многое тогда мы делали своими руками, - вспо минает Виталий Алексеевич, - Понятия «импортозамещение» в то время, конечно, не знали, но практически все оборудо вание было отечественным. Вычислительная техника, ко торая позже пришла к нам из Венгрии, находилась в начале своего развития и скорость обработки данных имела не большую. В 90-х годах, с развитием электроники произошел рез кий скачок, МАГЭ перешла на компьютерную технику, что качественно увеличило про НИС «Профессор Куренцов» изводительность в плане по лучения и обработки данных. Появились собственные нави гационные системы повышен ной точности. СОВРЕМЕННАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА - ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЭТАП Современный этап исто рии МАГЭ Виталий Алексе евич характеризует словом «перспективный». Это и от крытие новых структур по до быче полезных ископаемых, и продолжение освоения Арктики, инженерные и эко логические исследования, передача опыта молодым кадрам, новые методы и на правления деятельности - та кие, как, например, работа в сухопутных и транзитных зонах. Дело МАГЭ продол жается и уверенность в его будущем неоспорима. 43 МУРМАНСКАЯ МИЛЯ • 2-2019
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz