Моряк Заполярья. 1947, май.

Таким скоро будет наш родной город! СНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ Увеличение жилой площади в го­ роде, прирост населения _ вызовут повышенное потребление электро­ энергии. Для того, чтобы обеспечить пол­ ностью население города и его нуж­ ды в электричестве, проект предус­ матривает значительное расширение городской .электростанции. Здесь бу­ дет установлена еще одна турбина, подвергнется реконструкции котель­ ная установка. В городе будет построено шесть новых фидерных и тридцать транс­ форматорных подстанций. По новым линиям передач, но уложенным под землей кабелям электрический ток пойдет в ком­ фортабельные квартиры, в учреж­ дения и предприятия. Но не только на это будет потребляться энергия. Часть ее будет израсходована на ос­ вещение улиц. Яркий свет сотен фонарей, огни реклам, освещение витрин магазинов — все это сде­ лает город красивым и в ночное время. ★ ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖД ЕНИЯ По новым улицам и площадям, по проспектам Ленина и Сталина зеленой каймой протянется лента газонов и стройные ряды деревьев. Болыпинство городеких магистралей будет озеленено. Общая площадь зе­ леных насаждений в Мурманске к концу выиолнения генерального плана строительства города будет равна нескольким десяткам гекта­ ров. К первоочередным мероприятиям отнесено расширение и реконструк­ ция скверов на Ленинградской ули­ це, у Дома междурейсового отдыха и на проспекте Кирова, где до вой­ ны стоял- кинотеатр «Северное сия­ ние», а также озеленение стадиона «Динамо». ★ Такова будет панорама Мурманска со стороны Кольского залива. УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРИГОРОДНОЕ СООБЩЕНИЕ Мурманск расположен на берегу залива й поэтому часть пригородно­ го сообщения будет осуществляться водным путем. Между торговым и рыбным портами будет выстроено здание морского вокзала. С центром и окраинами города его свяжут трамвайные и автобусные марш­ руты. От причалов морского вокзала ежечасно будут отходить пассажир­ ские катеры по двум направлениям: па север — к Угольной гавани, Зеленому мысу и Росте; на юг к поселку Дровяному с конечным пунктом в Коле. Ежедневно перевозкой пассажи­ ров будут заняты три пятидесяти­ местных и три полуторастаместных катера. ★ АВТОБУСНОЕ ДВ ИЖ Е Н И Е Четыре автобусных маршрута об­ щей протяженностью в 23 кило­ метра свяжут между собою различ­ ные районы и пригород Мурманска. Автобусный парк будет состоять п.; 50 машин. «Город Мурманск восстанавли­ вается и развивается, как админи­ стративно-хозяйственный и кул Ь- турный центр Мурманской области я как незамерзающий порт в се­ верной части СССР» — Так начи­ наются основные положения гене­ рального плана г. Мурманска, ут­ вержденного 13 апреля 1947 года Советом Министров РСФСР. Новый генеральный план доста­ точно удачно решает эту задачу. Прежде всего, город получил чет­ кие границы — городскую черту. Площадь, отведенная Мурманску, удвоена против довоенной со значи­ тельным увеличением селитебной территории, то-есть такой террито­ рии, на которой доступно вести жилищное и общественно-бытовое строительство. Второй важнейшей особенностью нового генерального плана является строго определенное зонирование его по характеру застройки, этажности и очередям восстановления и разви­ тия. Установлены районы размеще­ ния общегосударственной и местной промышленности, транспорта, гара­ жей, складов и селитьбы, озелене­ ния и инженерного оборудования. Реализация генерального плана рассчитана на пятнадцать лет — до I960 года. В течение первого послевоенного сталинского пятиле­ тия, к 1950 году, устанавливается первая очередь строительства горо­ да. Как же будет выглядеть он к моменту осуществления запланиро­ ванных больших и сложных идей? Если начать осмотр Мурманска с Кольского залива, там, где откры­ ваются «ворота» к морю, то но пра­ вую сторону мы увидим всю при­ брежную полосу занятой предприя­ тиями объединения «Мурманрыба». Левую сторону — вплоть до Ленин­ ск' го района — займет морской порт, а впереди — городская на­ бережная с площадкой для прогулок и зданием морского вокзала. За | этой полосой вся западная сторона| города опоясывается линиями и сооружениями железной дороги. Гак будет заполнена первая из трех тер­ рас, на которых располагается Мурманск. Новый вокзал станции Мурманск; — один из первоочередных город-; сних строек — будет возвышаться уже на второй террасе. С набереж­ ной к вокзалу прокладывается же­ лезо-бетонный путепровод — высо­ кий мост через всю железнодорож­ ную полосу. Перед вокзалом орга­ низуется широкая площадь, пред­ ставляющая собой вход в селитеб­ ную часть города. Отсюда начинает­ ся первая зона Мурманска — зона Из статьи М. РОЗОВСКОГО главного архитектора г. Мурманска + многоэтажной застройки. Она будет состоять из зданий высотою в четы­ ре — шесть этажей. В этой зоне должно быть расселено 50 тіроцен- т ів городского населения. Первая очередь ее ограничивается улицей Шмидта, превращаемой в широкую ті анзитную магистраль-бульвар. улицей Карла Маркса, новой маги­ стралью у подножья третьей терра­ сы и улицей Кольской, которая про­ режет весь город с запада на во-; сток. Вторая очередь многоэтажной зоны ограничивается к северу ули­ цей Микояна и к югу — полосой вдоль Кольского шоссе — по обе; его стороны. ! Первая очередь многоэтажной за- j стройки является центром города. ■ Здесь потребуется ежегодно возво­ дить дома общим объемом около 200 тысяч кубометров и получать 28,5 тысячи квадратных метров жилой площади. Программа эта вполне ре­ альна. Уже в текущем году нача­ ло улицы Воровского от вокзальной площади до Ленинградской улицы будет застраиваться с обеих сто­ рон пятиэтажными зданиями мор­ ского пароходства и судоремонтного завода — квартир по пятьдесят в каждом. Г 7 ' НА GHHMKE: Николай Дмит­ риевич Киселев — судовой ме­ хани к буксирного парохода «М и ­ рон Дюканов» (Калининские су­ доремонтные мастерские У прав­ ления пароходства канала Моек- ; ва-Вслга) в 1 9 4 3 году первым перенес лунинские методы ухода | за паровой машиной на суда реч- | ного флота страны, j В настоящее время в границах той же 3' вы отведены и отводятся земельные участки иод городскую поликлинику. Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии, школу юнг, учительский институт и его общежитие, областную биб­ лиотеку, стадион «Динамо» и Дом сьязи. сооружение которых включе­ но в титулы ближайших двух лет. Добавим сюда восстановление поли­ клиники железнодорожников, Дома культуры имени С. М. Кирова, До­ ма междурейсового отдыха, дома Л: 9 торгового порта но улице Че­ люскинцев. Вторая селитебная зона города зона малоэтажной (2 — 3 этажа) застройки — должна вместить в се­ бя 40 процентов населения Мур­ манска. Границы ее еще более ши­ роки. Южный участ ік зоны объединяет Жилстроіі, где в 19-47 году будут продолжать входить в экеплоатацию • j деревянные двухэтажные дома, за- ; ложенные -Мурманрыбетр >ем». j В зоне малоэтажной застройки первой очереди предстоит ежегодно j вводить в строп не менее 100 тысяч j кубометров жилых здании с жилой! I площадью до 15600 квадратных > і метров. Вторая очередь малоэтажной за­ стройки занимает почти всю во­ сточную сторону третьей террасы города. Если развитие жилого строи­ тельства здесь и будет задержано, ; пока не завершится его первая оче­ редь. то инженерная подготовка тер-: ритории (дороги, подземные комму­ никации) и часть общественных объектов должны возникать с 1948 года. Так. в этом году заклады-; ваетея парк культуры и отдыха в долине ручья Варничного. Сам ру­ чей от улицы Полярных зорь ДО улицы Шмидта заключается в тру­ бу. Выше проспекта Сталина ручей преграждается плотиной; создается парковый пруд в зеленой рамке. Архитектура Мурманска решена генпланом весьма эффектно: силуэт города приобретает контуры, харак­ терные для самых передовых до­ стижений в современном градо­ строительстве. образуя плавный пе­ реход от малоэтажной окраинной к высокоэтажной застройке центра. На наиболее выгодных естественных позициях в ізвысятся парадные зда­ ния Дома Советов, Дома рыбной промышленности. Дома пионеров, морского и железнодорожного вокза­ лов. гор ас кого театра, яхтклуба и других сооружений. Таким будет наш город — про­ мышленный и культурный центр совета; по Заполярья. ВДОЛЬ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА Над самой водой вдоль побережья Кольского залива будет итти широ­ кая городская магистраль длиною в 2.8 километра — набережная лей­ тенанта Шмидта. Вдоль нее будут возведены самые красивые город­ ские здания — дом рыбной про­ мышленности, управление морского пароходства и т. д. Эта магистраль на протяжении 900 метров будет лежать на бетон­ ной подпорной стенке. Для устройства и прокладки на­ бережной лейтенанта Шмидта нуж­ но будет провести громадные земля­ ные работы, объем которых — 902 тысячи кубических метров. С палубы парохода, катера или яхты набережная лейтенанта Шмид­ те откроется взорам, как естест­ венное основание города. Выше над ней стройным архитектурным ан­ самблем на трех террасах будут стоять красивые многоэтажные зда­ ния. ★ ТЕПЛОФИКАЦИЯ ЗДАНИИ Многоэтажные каменные дома, которые будут возведены в Мурман­ ске, не будут иметь собственных котельных установок. Новые ком­ фортабельные квартиры будут обо­ греваться от теплофикационной се­ ти, которая іхватит вторую терра­ су города. Проектом предусмотрено, что про­ тяженность теплофикационной трас­ сы должна вырасти до десяти ки­ лометров. ★ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР До войны в нашем городе была одна лишь театральная площадка в Доме культуры имени Кирова. Это здание было разрушено бомбежкой и сейчас восстанавливается. Кроме театрального зала в Доме культуры мурманчане получат еще один на 1500 мест — в новом зда­ нии городского театра. ☆ ПАРК К У Л Ь Т У РЫ И ОТДЫХА Там, где заканчивается проспект Сталина и переходит в Кольское шоссе, протекает мутный ноток — Варничный ручей. Согласно проек­ ту, местность, прилегающая к ручью, должна неузнаваемо изме­ ниться. Здесь будет разбит город­ ской парк культуры и отдыха. Для этой цели часть Варничного ручья будет заключена в трубу. На пути его течения будет построена плотина, которая поднимет уровень воды и позволит создать несколько прудов. (Из «Полярной правды»). Ответственный редактор А. К. М У Х И Н . Тип. «Моряк Заполярья». Зак, 288. Тираж 1000. ПН02097,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz