Моряк Заполярья. 1947, май.
Таким скоро будет наш родной город! СНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ Увеличение жилой площади в го роде, прирост населения _ вызовут повышенное потребление электро энергии. Для того, чтобы обеспечить пол ностью население города и его нуж ды в электричестве, проект предус матривает значительное расширение городской .электростанции. Здесь бу дет установлена еще одна турбина, подвергнется реконструкции котель ная установка. В городе будет построено шесть новых фидерных и тридцать транс форматорных подстанций. По новым линиям передач, но уложенным под землей кабелям электрический ток пойдет в ком фортабельные квартиры, в учреж дения и предприятия. Но не только на это будет потребляться энергия. Часть ее будет израсходована на ос вещение улиц. Яркий свет сотен фонарей, огни реклам, освещение витрин магазинов — все это сде лает город красивым и в ночное время. ★ ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖД ЕНИЯ По новым улицам и площадям, по проспектам Ленина и Сталина зеленой каймой протянется лента газонов и стройные ряды деревьев. Болыпинство городеких магистралей будет озеленено. Общая площадь зе леных насаждений в Мурманске к концу выиолнения генерального плана строительства города будет равна нескольким десяткам гекта ров. К первоочередным мероприятиям отнесено расширение и реконструк ция скверов на Ленинградской ули це, у Дома междурейсового отдыха и на проспекте Кирова, где до вой ны стоял- кинотеатр «Северное сия ние», а также озеленение стадиона «Динамо». ★ Такова будет панорама Мурманска со стороны Кольского залива. УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРИГОРОДНОЕ СООБЩЕНИЕ Мурманск расположен на берегу залива й поэтому часть пригородно го сообщения будет осуществляться водным путем. Между торговым и рыбным портами будет выстроено здание морского вокзала. С центром и окраинами города его свяжут трамвайные и автобусные марш руты. От причалов морского вокзала ежечасно будут отходить пассажир ские катеры по двум направлениям: па север — к Угольной гавани, Зеленому мысу и Росте; на юг к поселку Дровяному с конечным пунктом в Коле. Ежедневно перевозкой пассажи ров будут заняты три пятидесяти местных и три полуторастаместных катера. ★ АВТОБУСНОЕ ДВ ИЖ Е Н И Е Четыре автобусных маршрута об щей протяженностью в 23 кило метра свяжут между собою различ ные районы и пригород Мурманска. Автобусный парк будет состоять п.; 50 машин. «Город Мурманск восстанавли вается и развивается, как админи стративно-хозяйственный и кул Ь- турный центр Мурманской области я как незамерзающий порт в се верной части СССР» — Так начи наются основные положения гене рального плана г. Мурманска, ут вержденного 13 апреля 1947 года Советом Министров РСФСР. Новый генеральный план доста точно удачно решает эту задачу. Прежде всего, город получил чет кие границы — городскую черту. Площадь, отведенная Мурманску, удвоена против довоенной со значи тельным увеличением селитебной территории, то-есть такой террито рии, на которой доступно вести жилищное и общественно-бытовое строительство. Второй важнейшей особенностью нового генерального плана является строго определенное зонирование его по характеру застройки, этажности и очередям восстановления и разви тия. Установлены районы размеще ния общегосударственной и местной промышленности, транспорта, гара жей, складов и селитьбы, озелене ния и инженерного оборудования. Реализация генерального плана рассчитана на пятнадцать лет — до I960 года. В течение первого послевоенного сталинского пятиле тия, к 1950 году, устанавливается первая очередь строительства горо да. Как же будет выглядеть он к моменту осуществления запланиро ванных больших и сложных идей? Если начать осмотр Мурманска с Кольского залива, там, где откры ваются «ворота» к морю, то но пра вую сторону мы увидим всю при брежную полосу занятой предприя тиями объединения «Мурманрыба». Левую сторону — вплоть до Ленин ск' го района — займет морской порт, а впереди — городская на бережная с площадкой для прогулок и зданием морского вокзала. За | этой полосой вся западная сторона| города опоясывается линиями и сооружениями железной дороги. Гак будет заполнена первая из трех тер рас, на которых располагается Мурманск. Новый вокзал станции Мурманск; — один из первоочередных город-; сних строек — будет возвышаться уже на второй террасе. С набереж ной к вокзалу прокладывается же лезо-бетонный путепровод — высо кий мост через всю железнодорож ную полосу. Перед вокзалом орга низуется широкая площадь, пред ставляющая собой вход в селитеб ную часть города. Отсюда начинает ся первая зона Мурманска — зона Из статьи М. РОЗОВСКОГО главного архитектора г. Мурманска + многоэтажной застройки. Она будет состоять из зданий высотою в четы ре — шесть этажей. В этой зоне должно быть расселено 50 тіроцен- т ів городского населения. Первая очередь ее ограничивается улицей Шмидта, превращаемой в широкую ті анзитную магистраль-бульвар. улицей Карла Маркса, новой маги стралью у подножья третьей терра сы и улицей Кольской, которая про режет весь город с запада на во-; сток. Вторая очередь многоэтажной зоны ограничивается к северу ули цей Микояна и к югу — полосой вдоль Кольского шоссе — по обе; его стороны. ! Первая очередь многоэтажной за- j стройки является центром города. ■ Здесь потребуется ежегодно возво дить дома общим объемом около 200 тысяч кубометров и получать 28,5 тысячи квадратных метров жилой площади. Программа эта вполне ре альна. Уже в текущем году нача ло улицы Воровского от вокзальной площади до Ленинградской улицы будет застраиваться с обеих сто рон пятиэтажными зданиями мор ского пароходства и судоремонтного завода — квартир по пятьдесят в каждом. Г 7 ' НА GHHMKE: Николай Дмит риевич Киселев — судовой ме хани к буксирного парохода «М и рон Дюканов» (Калининские су доремонтные мастерские У прав ления пароходства канала Моек- ; ва-Вслга) в 1 9 4 3 году первым перенес лунинские методы ухода | за паровой машиной на суда реч- | ного флота страны, j В настоящее время в границах той же 3' вы отведены и отводятся земельные участки иод городскую поликлинику. Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии, школу юнг, учительский институт и его общежитие, областную биб лиотеку, стадион «Динамо» и Дом сьязи. сооружение которых включе но в титулы ближайших двух лет. Добавим сюда восстановление поли клиники железнодорожников, Дома культуры имени С. М. Кирова, До ма междурейсового отдыха, дома Л: 9 торгового порта но улице Че люскинцев. Вторая селитебная зона города зона малоэтажной (2 — 3 этажа) застройки — должна вместить в се бя 40 процентов населения Мур манска. Границы ее еще более ши роки. Южный участ ік зоны объединяет Жилстроіі, где в 19-47 году будут продолжать входить в экеплоатацию • j деревянные двухэтажные дома, за- ; ложенные -Мурманрыбетр >ем». j В зоне малоэтажной застройки первой очереди предстоит ежегодно j вводить в строп не менее 100 тысяч j кубометров жилых здании с жилой! I площадью до 15600 квадратных > і метров. Вторая очередь малоэтажной за стройки занимает почти всю во сточную сторону третьей террасы города. Если развитие жилого строи тельства здесь и будет задержано, ; пока не завершится его первая оче редь. то инженерная подготовка тер-: ритории (дороги, подземные комму никации) и часть общественных объектов должны возникать с 1948 года. Так. в этом году заклады-; ваетея парк культуры и отдыха в долине ручья Варничного. Сам ру чей от улицы Полярных зорь ДО улицы Шмидта заключается в тру бу. Выше проспекта Сталина ручей преграждается плотиной; создается парковый пруд в зеленой рамке. Архитектура Мурманска решена генпланом весьма эффектно: силуэт города приобретает контуры, харак терные для самых передовых до стижений в современном градо строительстве. образуя плавный пе реход от малоэтажной окраинной к высокоэтажной застройке центра. На наиболее выгодных естественных позициях в ізвысятся парадные зда ния Дома Советов, Дома рыбной промышленности. Дома пионеров, морского и железнодорожного вокза лов. гор ас кого театра, яхтклуба и других сооружений. Таким будет наш город — про мышленный и культурный центр совета; по Заполярья. ВДОЛЬ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА Над самой водой вдоль побережья Кольского залива будет итти широ кая городская магистраль длиною в 2.8 километра — набережная лей тенанта Шмидта. Вдоль нее будут возведены самые красивые город ские здания — дом рыбной про мышленности, управление морского пароходства и т. д. Эта магистраль на протяжении 900 метров будет лежать на бетон ной подпорной стенке. Для устройства и прокладки на бережной лейтенанта Шмидта нуж но будет провести громадные земля ные работы, объем которых — 902 тысячи кубических метров. С палубы парохода, катера или яхты набережная лейтенанта Шмид те откроется взорам, как естест венное основание города. Выше над ней стройным архитектурным ан самблем на трех террасах будут стоять красивые многоэтажные зда ния. ★ ТЕПЛОФИКАЦИЯ ЗДАНИИ Многоэтажные каменные дома, которые будут возведены в Мурман ске, не будут иметь собственных котельных установок. Новые ком фортабельные квартиры будут обо греваться от теплофикационной се ти, которая іхватит вторую терра су города. Проектом предусмотрено, что про тяженность теплофикационной трас сы должна вырасти до десяти ки лометров. ★ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР До войны в нашем городе была одна лишь театральная площадка в Доме культуры имени Кирова. Это здание было разрушено бомбежкой и сейчас восстанавливается. Кроме театрального зала в Доме культуры мурманчане получат еще один на 1500 мест — в новом зда нии городского театра. ☆ ПАРК К У Л Ь Т У РЫ И ОТДЫХА Там, где заканчивается проспект Сталина и переходит в Кольское шоссе, протекает мутный ноток — Варничный ручей. Согласно проек ту, местность, прилегающая к ручью, должна неузнаваемо изме ниться. Здесь будет разбит город ской парк культуры и отдыха. Для этой цели часть Варничного ручья будет заключена в трубу. На пути его течения будет построена плотина, которая поднимет уровень воды и позволит создать несколько прудов. (Из «Полярной правды»). Ответственный редактор А. К. М У Х И Н . Тип. «Моряк Заполярья». Зак, 288. Тираж 1000. ПН02097,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz