Моряк Заполярья. 1945, май.

Техническая страница № 7 Повышение износоупорности деталей машин и инструмента От ряда работников пашсго здвч- j да можно часто слышать разговоры | о дефицитности быстроизнашпзаіо- j щихся деталей. Но эта дефицит­ ность мзгла быть резко уменьшена,; если бы мы уделяли данному ?,пп-! росу надлежащее внимание. Б современной технике есть пе­ няло способов, позволяющих пре­ дупредить пред; тевjюмеиныіі пзпос машин и инструмента, удлинить срок их службы и тем самым зна­ чительно сократить потери времени я средств, затрачиваемых на ре­ монт и восстановление. Одним из основных мероприятий в -это? области считают термиче- Iи п уском называю і вj орпчныи нагрев стали после закалки доопре­ деленной темnej о турьт н последую­ ще!' ускоренное или замедленное охлаждение в маме., в в.че. в воз­ духе и ‘T. д. Целью отпуска является снпже пне закалочных внутренних на­ пряжений и некоторое, в пределах возможное . еппжение хрупкости, овойственной закаленной стали. Птжпгом называют нагрев стали также до определенной температу- і ры с последующим замедленным j охлаждением. | Такой отжиг называется нор- і мальным. производится с целью* скую и термохимическую обработку ; придать стали нормальное мелко-j изделии. j зернистое строение и достаточно Существуют такие виды термине - 1 низкую твердость, обеспечивающую, скоп и термохимической обработки: \ легкость обработки режущим пн- закалка, отпуск, отжит, цементация - стру;,гейтом. углеродом, насыщение поверхности! Иногда отжш производится для азотом, цианирование, цементация1какоц-ниб;, ть одной определенной поверхности разтичнымн металлами; Ui-ліі. Например, для смягчения или металлоидами. 1 стали или для снятия внутренних Закалкой называете я обработка,' напряжений после предыдущей опе- остоящая из нагрева стали, і.о рации. В этих случаях отжш вы- определенной температуры в зави-, симости от марки стали и быстрого охлаждения. Закалке подвергаются как инструментальные, так и кон- иолпяют несколько иначе. Цементация является обработкой термохимичес кого характера. Сущ­ ность цементации заключается в етрущиоиные стали. Инструмен - 1 обогащении попг-рхноетных слоев тальные стали закаливаются с целью повышения их твердости, чтобы обеспечить режущую способ­ ность инструмента. Машиностроительные (конструк­ ционные) стали подвергаются за­ калке для повышения их механи­ ческих с-воиств. повышения П роч­ ности изготовляемых лей. причем наряду показателей прочностп стрсмятс я сохранить на достаточно высоком уровне показатели пластичности. Такое сочетание механических свойств достигается менее интен­ сивной закалкой по сравнению с зак алкоп пнегі н менталыюго -і и 11 а на высокую твердость или же при­ менением специального режима при отпуске. оораоадываемо 11 тодалг угле-родом или азотом или обоими совместно, а иногда а другими какими-либо эле­ ментами. Обогащенные ими металлы приобретают свойства, отличающие­ ся от первоначальных. Например, при цементации мало­ углеродистой стали обогащенные из них дета-; углеродом поверхностные слои сда- с повышением новятс.я способными закаливаться. Ц.лментпрованлыр азотом слои полу­ чают высокую твердость уже во время цементации и поэтому не требуют закалки. Цементация углеродом і: азотом производится с целью придать ста­ до высокую поверхностную твер­ дость ц нзкосоупорность. с сохране­ нием достаточной вязкости вну г- реянпх слоев металла. Гак, при цементации различных шестерен, валиков, пальцев и т. д. обрабатываемые детали вместе с карбюрг.заті>рами (кf>жа, кость, уголь) закладываются в герметиче­ ские яшики и про определенном температурном режиме выдержива­ ются в печи от Н до 14 часов. После этиго ящики с содержимым остывают, оставаясь в печи Г>— S часов. Деталь приобретает науглерожен- ную поверхность на глубину 2— ?> миллиметра. Пропесс азотирования ямчти ана­ логичен цементированию. Детали, обработанные этим способом, стойка сопротивляются износу, коррозии, химический воздействию окружаю­ щей среды. На наряду с этим обла­ дают большой хрупкостью, для устранении которой требуется дли­ тельный отпуск. Равноценные качества дает ста­ лям цианирование, которое является более скорым и сравнительно де­ шевым способом, повышающим дол­ говечность детали. При одом процессе не нужны ни цементационные ящики, ни амми­ ачные баллоны. Печи могут приме­ няться ялоктрические, газовые и нефтяные. Врак в результате са­ мой -технологии процесса почти не возможен, коробление и деформации, присущие другим методам обработ­ ки, .здесь тоже почти отсутствуют. Опытом установлено, что если принять за единицу износ детали, изготовленной из углеродистой сто­ лп и закаленной в масле, то та же деталь после цементирования и закалки изнашивается в 8 раз медленнее, а деталь, прошедшая цианирование, ■— в 11 раз. Учитывая важность данного про­ цесса, наркомат среднего машино­ строения еще в 1940 году обязал подчиненные этому наркомату заво­ ды внедрить цианирование инстру­ ментов, -как обязательную операцию термообработки. Большим успехом для той же цели, что и цианирование, поль­ зуется метод хромирования стали Следует только помнить, что при всей простоте процесса хромирова­ ние требует еще тщательного освое­ ния. Ряду передовых заводив также хорошо известны г другие виды обработки деталей, способегвующне увеличению твердости и износо­ упорности трущихся поверхностей, К этим способам относится поверх­ ностная закалка доками высокой частоты, вольтовой дугой или га­ зовыми горелками. Не меньшую роль в увеличении сроков службы деталей играют и другие технологические процессы производства, направленные на вос­ становление потерянных размеров деталей в процессе износа. Новые освоенные, процессы ц большинстве случаев связаны с меньшей затра­ той времени и труда на восстанов­ ление, чем на полное изготовление деталей. Из этих способов наиболь­ шего внимания заслуживают метал­ лизация (шоопирование), т. е. на­ несение на поверхность детали слоя распыленного метал та толщиной пт 0,1 до 3,5 мм. Этим способом на любую деталь может быть нанесен другой металл, придающий ей коррозионную стой­ кость в воздушной атмосфере, в морской воде и т. п. повышающий поверхностную гзносоупорность пли сообщающий данной детали другие свойства, необходимые для увеличе­ ния срока службы. Ряд приведенных здесь методов еще не освоен нашим заводом, как, например, цианирование, металли­ зация, но целесообразность их внед­ рения па сегодня бесспорна. Ничто новое не приходит на производство само собой, а требует повседневной работы: экспериментирования и переноса опыта с дрхгпх предприя­ тий. В. РЫЧИН. Инженер завода. Карбаводьный клеі I На станке обрабатывается деталь. Она срочно нужна и скоро должна быть готова. И вдруг авария — сломалась фасонная фреза. Если в кладовой есть запасная, беда не столь велика. Но если ее нет, то это может задержать монтаж меха­ низма на долгое время. Тут на помощь и приходит клей, изобретенный лауреатом Сталинской премии п ро ф . И. Н. Назаровым и получивший название карбиноль- ного. Основным продуктом для этого клея является карбинол, получае­ мый путем конденсации винил-аце­ тилена с ацетоном в присутствии порошкообразного едкого калия. Карбипольлым клеем можно скле­ ивать П(? только пластмассы, слю­ ду. эбонит, фибру, мрамор, стекло, фарфор, но и металлы. Чугунные, стальные детали, склеенные карбинольным клеем, возвращаются в строй и обладают большой прочностью, которая ха­ рактеризуется следующими данны­ ми: временное сопротивление скле­ енных частей на сдвиг равно 200 — 250 кг/см- , на разрыв 230— 240 кг/см - . удару на копре Шар- пи — 20 кг/см2 и ударной вяз* костью по Изодуі — И — 15 I кг/см 2. j Наибольшая механическая ще j ность получается при склеввашш I шероховатых поверхностей. Вместе I с тем поверхности, подлежащие ! склейке, должны плотно прилегать Друг к другу и должны быть тща­ тельно очищены от грязи, ржавчи- пы, окалины и масла. Сейчас экспериментально-иссле­ довательская работа над карбиполь- ным клеем продолжается. Она долж­ на завершиться сокращением вре­ мени сушки склеенных деталей (в данное время сушка длится суткв), увеличением механической прочно­ сти при температурах выше 76° и усилением сопротивляемости ди­ намическим воздействиям. «Морской флот». За экономию топлива Вопросы рационального топливо- использования и экономии энерге­ тических ресурсов на сегодня при- і ковывают к себе внимание не только специалистов - теплотехни­ ков, но и каждого сознательного рабочего. j Для того, чтобы получи-дь ѲКО- I номию топлива в 5— 10 процентов.! нужно не так уж много. j Как покызавает практика, многие: кочегары не придают большого значения чистоте, питания парового котла водой, а редкая подача боль­ ших порций воды приводит і; п а д е ­ нию давления пара, что вынуждает форсировать топку и вызывает пе­ режог топлива. Кроме того, колеба­ ния давления пара не проходят без вредных последствий (преждевре­ менно ослабляются стенки котла, уменьшается прочность швов). Бесперебойное питание котла ча­ стыми небольшими порциями коды способствует удержанию пое гоан- ного давления пара, при этом го­ рение топлива проходит ровнее и достигается экономия. Организация правильного хране­ ния топлива на складах и бунке­ рах самой иарокотедьной установки также играет большую роль. Дрова и уголь, сваленные на мокрую или заснеженную площадку под откры­ тым неоом, годержат в с е о е много влаги. При горещш такого топлива часть тепла расходуется на обраще­ ние излишней влаги в пар который вместе собой ѵяодгг в атмосферу значятельнте количество тепла. Известно, что в котле во время пнтеисивного парооб і> азован,тя в большом количестве выпадают соли кальция іг магппя. образующие на стенках накипь. При питании кот­ ла содержание этих солей в кипя­ щей воде их концентрация увели­ чивается и, накопеп. д стпгдег та­ кого предела при котором начи­ нается их выпадание, как накипи. В качестве профилактического мероприятия против образов шпя накипи в котле является поддер­ жание концентрации <і.дей в воде ниже т о г о предела, при котором начинается их выпадание. Дости­ гается это продувкой. При продузке спускается вода ■ большой насы­ щенностью солями, а вместе с ней и увлекается часть сьежнх выпа­ дов неуялоднпвпіей.-я массы Вза­ мен выпущенной котел питают водой со слабой концентрацией солей. Но для юеиы.онпя значительною понижения к •лаентрашш пришлось бы очень часто щ ■:изводить про дувг у. что повлекло бы за собой большую потерю .тепла. Кроме того, самый процесс продувки в том ви­ де' как это делается у нас. очень опасен из-за частых звоеренгй продувных вентилей. Идеальной нужно считать непре­ рывную продувку, но она требует с п ец и ал ь н о го оборудования и пока применяется только з стационарных парокотельных установках. Таким образом, в конкретных условиях нашей работы приходится разре­ шать вопрос лишь об удалении на­ кипи гз котла. Нужно помнить, что накипь уменьшает теплопроводность стенок котла. Горячие газы не от­ дают при этом большого количества тепла и еще с высокой температу­ рой улетучиваются в атмосферу. Слой накипи в 4 миллиметра уже вызывает перерасход топлива до 10 процентов. Не менее вредна и сажа, налет к торой па внешней стороне стенок котла в А .миллиметра превращает поверхность нагрева в совершенно j цетеятельпую. ! Легко понять, что наличке сажи; и накипи понижают паропроизводи- j дельность котла даже н при пере- j жеге топлива, поэтому не следует допускать накипь свыше 1.5 м о т-, лігчечра. Для очистки надо установить ныс сроки То лк котла от нак'ипч строгие каіендар- Еозцожна механи­ ческая очистка, то для этой пели употребляют инструменты, не пор­ тящие стенок котла. Слабую рых­ лую накипь удаляют статшыми скребками и піабрами. Твердую — обыкновенно, слесарпым молотком. Ни в 'Коем случае не следует пользоваться нчі этом острыми ин- струмента-міі способнымг. насекать стенки котла, потому что такие насечки-шрамы в дальнейшем яв­ ляются очагами интенсивного разъ­ едания металла од совместною дей­ ствия воды, ее примесей ц высокой температуры. Но самый лучший и легкий спо­ соб удаления накипи — это про­ мывание котла. Однако за послед­ нее тремя промывка котлов па кранах в нашем порту проводится далеко нерегулярно. Установлен­ ные сроки грубо нарушаются, про­ мывка лротнводптоя пепразтіио и не достигает цели. Дето в том. что промывка ведет­ с я обыкновенной водоіі из зедоаро- вода, тогда как требуется выщела­ чивание накипи каустичпой содой. Котел надо наполняті. водой, г.од- р- жащей полтора процента соды, и поднимать давление до поіут-ора ат­ мосфер. Излишек пара при этот выпуска ют в воздух а уоЫЛЬ ВоДЫ пополняют тем же содовым :>астзо- оом. Через 30— 35 м ин ут пренз.о- дят продувку и опять пополняют \ ОЫЛЬ ВОДЫ Т&КПМ ЯѵѲ рэствором. Цвет продуваемой воды в про­ цессе выщелачивания бывает мут­ ным, грязпомолочным. Когда из продувного крана появится чистая вода, выщелачивание заканчивают, пшат огонь, спускают раствор и промывают еще раз чистой водой. Во время всей операции выщела­ чивания в топке поддерживают сла­ бы]! огонь. Необходимо беречь мед­ ную арматуру котла от вредного влияния соды. В следствие питания водой, за­ грязненной примесью смазочных масел, стенки котла могут покры­ ваться тонким масляным налетом, г!го ухудшает экономичность кютла в большей степени, чем накипь. Гак., слой масла на поверхности нагрева около одного миллиметра j равносилен по вредности слою па- кгни в 30 миллиметров, при этом ■пенкн котла перегреваются, теряют і огнестойкость и нередко дают от- I тулины н выпучины. Соблюдение перечисленных здесь условий дасг возможность -кочегару довести экономию топлива до 10 : процентов. П. ЛЮБОВНИКОВ. Ответственный редактор А. К . МУХИН. Гипография «Полярная правда», Зак. 1701 Тир. 1000. ПН01165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz