Моряк Заполярья. 1945, май.
Техническая страница № 7 Повышение износоупорности деталей машин и инструмента От ряда работников пашсго здвч- j да можно часто слышать разговоры | о дефицитности быстроизнашпзаіо- j щихся деталей. Но эта дефицит ность мзгла быть резко уменьшена,; если бы мы уделяли данному ?,пп-! росу надлежащее внимание. Б современной технике есть пе няло способов, позволяющих пре дупредить пред; тевjюмеиныіі пзпос машин и инструмента, удлинить срок их службы и тем самым зна чительно сократить потери времени я средств, затрачиваемых на ре монт и восстановление. Одним из основных мероприятий в -это? области считают термиче- Iи п уском называю і вj орпчныи нагрев стали после закалки доопре деленной темnej о турьт н последую ще!' ускоренное или замедленное охлаждение в маме., в в.че. в воз духе и ‘T. д. Целью отпуска является снпже пне закалочных внутренних на пряжений и некоторое, в пределах возможное . еппжение хрупкости, овойственной закаленной стали. Птжпгом называют нагрев стали также до определенной температу- і ры с последующим замедленным j охлаждением. | Такой отжиг называется нор- і мальным. производится с целью* скую и термохимическую обработку ; придать стали нормальное мелко-j изделии. j зернистое строение и достаточно Существуют такие виды термине - 1 низкую твердость, обеспечивающую, скоп и термохимической обработки: \ легкость обработки режущим пн- закалка, отпуск, отжит, цементация - стру;,гейтом. углеродом, насыщение поверхности! Иногда отжш производится для азотом, цианирование, цементация1какоц-ниб;, ть одной определенной поверхности разтичнымн металлами; Ui-ліі. Например, для смягчения или металлоидами. 1 стали или для снятия внутренних Закалкой называете я обработка,' напряжений после предыдущей опе- остоящая из нагрева стали, і.о рации. В этих случаях отжш вы- определенной температуры в зави-, симости от марки стали и быстрого охлаждения. Закалке подвергаются как инструментальные, так и кон- иолпяют несколько иначе. Цементация является обработкой термохимичес кого характера. Сущ ность цементации заключается в етрущиоиные стали. Инструмен - 1 обогащении попг-рхноетных слоев тальные стали закаливаются с целью повышения их твердости, чтобы обеспечить режущую способ ность инструмента. Машиностроительные (конструк ционные) стали подвергаются за калке для повышения их механи ческих с-воиств. повышения П роч ности изготовляемых лей. причем наряду показателей прочностп стрсмятс я сохранить на достаточно высоком уровне показатели пластичности. Такое сочетание механических свойств достигается менее интен сивной закалкой по сравнению с зак алкоп пнегі н менталыюго -і и 11 а на высокую твердость или же при менением специального режима при отпуске. оораоадываемо 11 тодалг угле-родом или азотом или обоими совместно, а иногда а другими какими-либо эле ментами. Обогащенные ими металлы приобретают свойства, отличающие ся от первоначальных. Например, при цементации мало углеродистой стали обогащенные из них дета-; углеродом поверхностные слои сда- с повышением новятс.я способными закаливаться. Ц.лментпрованлыр азотом слои полу чают высокую твердость уже во время цементации и поэтому не требуют закалки. Цементация углеродом і: азотом производится с целью придать ста до высокую поверхностную твер дость ц нзкосоупорность. с сохране нием достаточной вязкости вну г- реянпх слоев металла. Гак, при цементации различных шестерен, валиков, пальцев и т. д. обрабатываемые детали вместе с карбюрг.заті>рами (кf>жа, кость, уголь) закладываются в герметиче ские яшики и про определенном температурном режиме выдержива ются в печи от Н до 14 часов. После этиго ящики с содержимым остывают, оставаясь в печи Г>— S часов. Деталь приобретает науглерожен- ную поверхность на глубину 2— ?> миллиметра. Пропесс азотирования ямчти ана логичен цементированию. Детали, обработанные этим способом, стойка сопротивляются износу, коррозии, химический воздействию окружаю щей среды. На наряду с этим обла дают большой хрупкостью, для устранении которой требуется дли тельный отпуск. Равноценные качества дает ста лям цианирование, которое является более скорым и сравнительно де шевым способом, повышающим дол говечность детали. При одом процессе не нужны ни цементационные ящики, ни амми ачные баллоны. Печи могут приме няться ялоктрические, газовые и нефтяные. Врак в результате са мой -технологии процесса почти не возможен, коробление и деформации, присущие другим методам обработ ки, .здесь тоже почти отсутствуют. Опытом установлено, что если принять за единицу износ детали, изготовленной из углеродистой сто лп и закаленной в масле, то та же деталь после цементирования и закалки изнашивается в 8 раз медленнее, а деталь, прошедшая цианирование, ■— в 11 раз. Учитывая важность данного про цесса, наркомат среднего машино строения еще в 1940 году обязал подчиненные этому наркомату заво ды внедрить цианирование инстру ментов, -как обязательную операцию термообработки. Большим успехом для той же цели, что и цианирование, поль зуется метод хромирования стали Следует только помнить, что при всей простоте процесса хромирова ние требует еще тщательного освое ния. Ряду передовых заводив также хорошо известны г другие виды обработки деталей, способегвующне увеличению твердости и износо упорности трущихся поверхностей, К этим способам относится поверх ностная закалка доками высокой частоты, вольтовой дугой или га зовыми горелками. Не меньшую роль в увеличении сроков службы деталей играют и другие технологические процессы производства, направленные на вос становление потерянных размеров деталей в процессе износа. Новые освоенные, процессы ц большинстве случаев связаны с меньшей затра той времени и труда на восстанов ление, чем на полное изготовление деталей. Из этих способов наиболь шего внимания заслуживают метал лизация (шоопирование), т. е. на несение на поверхность детали слоя распыленного метал та толщиной пт 0,1 до 3,5 мм. Этим способом на любую деталь может быть нанесен другой металл, придающий ей коррозионную стой кость в воздушной атмосфере, в морской воде и т. п. повышающий поверхностную гзносоупорность пли сообщающий данной детали другие свойства, необходимые для увеличе ния срока службы. Ряд приведенных здесь методов еще не освоен нашим заводом, как, например, цианирование, металли зация, но целесообразность их внед рения па сегодня бесспорна. Ничто новое не приходит на производство само собой, а требует повседневной работы: экспериментирования и переноса опыта с дрхгпх предприя тий. В. РЫЧИН. Инженер завода. Карбаводьный клеі I На станке обрабатывается деталь. Она срочно нужна и скоро должна быть готова. И вдруг авария — сломалась фасонная фреза. Если в кладовой есть запасная, беда не столь велика. Но если ее нет, то это может задержать монтаж меха низма на долгое время. Тут на помощь и приходит клей, изобретенный лауреатом Сталинской премии п ро ф . И. Н. Назаровым и получивший название карбиноль- ного. Основным продуктом для этого клея является карбинол, получае мый путем конденсации винил-аце тилена с ацетоном в присутствии порошкообразного едкого калия. Карбипольлым клеем можно скле ивать П(? только пластмассы, слю ду. эбонит, фибру, мрамор, стекло, фарфор, но и металлы. Чугунные, стальные детали, склеенные карбинольным клеем, возвращаются в строй и обладают большой прочностью, которая ха рактеризуется следующими данны ми: временное сопротивление скле енных частей на сдвиг равно 200 — 250 кг/см- , на разрыв 230— 240 кг/см - . удару на копре Шар- пи — 20 кг/см2 и ударной вяз* костью по Изодуі — И — 15 I кг/см 2. j Наибольшая механическая ще j ность получается при склеввашш I шероховатых поверхностей. Вместе I с тем поверхности, подлежащие ! склейке, должны плотно прилегать Друг к другу и должны быть тща тельно очищены от грязи, ржавчи- пы, окалины и масла. Сейчас экспериментально-иссле довательская работа над карбиполь- ным клеем продолжается. Она долж на завершиться сокращением вре мени сушки склеенных деталей (в данное время сушка длится суткв), увеличением механической прочно сти при температурах выше 76° и усилением сопротивляемости ди намическим воздействиям. «Морской флот». За экономию топлива Вопросы рационального топливо- использования и экономии энерге тических ресурсов на сегодня при- і ковывают к себе внимание не только специалистов - теплотехни ков, но и каждого сознательного рабочего. j Для того, чтобы получи-дь ѲКО- I номию топлива в 5— 10 процентов.! нужно не так уж много. j Как покызавает практика, многие: кочегары не придают большого значения чистоте, питания парового котла водой, а редкая подача боль ших порций воды приводит і; п а д е нию давления пара, что вынуждает форсировать топку и вызывает пе режог топлива. Кроме того, колеба ния давления пара не проходят без вредных последствий (преждевре менно ослабляются стенки котла, уменьшается прочность швов). Бесперебойное питание котла ча стыми небольшими порциями коды способствует удержанию пое гоан- ного давления пара, при этом го рение топлива проходит ровнее и достигается экономия. Организация правильного хране ния топлива на складах и бунке рах самой иарокотедьной установки также играет большую роль. Дрова и уголь, сваленные на мокрую или заснеженную площадку под откры тым неоом, годержат в с е о е много влаги. При горещш такого топлива часть тепла расходуется на обраще ние излишней влаги в пар который вместе собой ѵяодгг в атмосферу значятельнте количество тепла. Известно, что в котле во время пнтеисивного парооб і> азован,тя в большом количестве выпадают соли кальция іг магппя. образующие на стенках накипь. При питании кот ла содержание этих солей в кипя щей воде их концентрация увели чивается и, накопеп. д стпгдег та кого предела при котором начи нается их выпадание, как накипи. В качестве профилактического мероприятия против образов шпя накипи в котле является поддер жание концентрации <і.дей в воде ниже т о г о предела, при котором начинается их выпадание. Дости гается это продувкой. При продузке спускается вода ■ большой насы щенностью солями, а вместе с ней и увлекается часть сьежнх выпа дов неуялоднпвпіей.-я массы Вза мен выпущенной котел питают водой со слабой концентрацией солей. Но для юеиы.онпя значительною понижения к •лаентрашш пришлось бы очень часто щ ■:изводить про дувг у. что повлекло бы за собой большую потерю .тепла. Кроме того, самый процесс продувки в том ви де' как это делается у нас. очень опасен из-за частых звоеренгй продувных вентилей. Идеальной нужно считать непре рывную продувку, но она требует с п ец и ал ь н о го оборудования и пока применяется только з стационарных парокотельных установках. Таким образом, в конкретных условиях нашей работы приходится разре шать вопрос лишь об удалении на кипи гз котла. Нужно помнить, что накипь уменьшает теплопроводность стенок котла. Горячие газы не от дают при этом большого количества тепла и еще с высокой температу рой улетучиваются в атмосферу. Слой накипи в 4 миллиметра уже вызывает перерасход топлива до 10 процентов. Не менее вредна и сажа, налет к торой па внешней стороне стенок котла в А .миллиметра превращает поверхность нагрева в совершенно j цетеятельпую. ! Легко понять, что наличке сажи; и накипи понижают паропроизводи- j дельность котла даже н при пере- j жеге топлива, поэтому не следует допускать накипь свыше 1.5 м о т-, лігчечра. Для очистки надо установить ныс сроки То лк котла от нак'ипч строгие каіендар- Еозцожна механи ческая очистка, то для этой пели употребляют инструменты, не пор тящие стенок котла. Слабую рых лую накипь удаляют статшыми скребками и піабрами. Твердую — обыкновенно, слесарпым молотком. Ни в 'Коем случае не следует пользоваться нчі этом острыми ин- струмента-міі способнымг. насекать стенки котла, потому что такие насечки-шрамы в дальнейшем яв ляются очагами интенсивного разъ едания металла од совместною дей ствия воды, ее примесей ц высокой температуры. Но самый лучший и легкий спо соб удаления накипи — это про мывание котла. Однако за послед нее тремя промывка котлов па кранах в нашем порту проводится далеко нерегулярно. Установлен ные сроки грубо нарушаются, про мывка лротнводптоя пепразтіио и не достигает цели. Дето в том. что промывка ведет с я обыкновенной водоіі из зедоаро- вода, тогда как требуется выщела чивание накипи каустичпой содой. Котел надо наполняті. водой, г.од- р- жащей полтора процента соды, и поднимать давление до поіут-ора ат мосфер. Излишек пара при этот выпуска ют в воздух а уоЫЛЬ ВоДЫ пополняют тем же содовым :>астзо- оом. Через 30— 35 м ин ут пренз.о- дят продувку и опять пополняют \ ОЫЛЬ ВОДЫ Т&КПМ ЯѵѲ рэствором. Цвет продуваемой воды в про цессе выщелачивания бывает мут ным, грязпомолочным. Когда из продувного крана появится чистая вода, выщелачивание заканчивают, пшат огонь, спускают раствор и промывают еще раз чистой водой. Во время всей операции выщела чивания в топке поддерживают сла бы]! огонь. Необходимо беречь мед ную арматуру котла от вредного влияния соды. В следствие питания водой, за грязненной примесью смазочных масел, стенки котла могут покры ваться тонким масляным налетом, г!го ухудшает экономичность кютла в большей степени, чем накипь. Гак., слой масла на поверхности нагрева около одного миллиметра j равносилен по вредности слою па- кгни в 30 миллиметров, при этом ■пенкн котла перегреваются, теряют і огнестойкость и нередко дают от- I тулины н выпучины. Соблюдение перечисленных здесь условий дасг возможность -кочегару довести экономию топлива до 10 : процентов. П. ЛЮБОВНИКОВ. Ответственный редактор А. К . МУХИН. Гипография «Полярная правда», Зак. 1701 Тир. 1000. ПН01165.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz