Моряк Заполярья. 1945, май.

Краткий обзор истории нашего порта (К тридцатилетию со дня основания) Н ач ал ам с ѵ т е е т в е в а я я я П у т м а н - - И звестно т о л ьк о , что в теч е н и е это- ск ого порта- с і:н таю т ию нь '1* 0 15 j года, т. е .: время п о стр о й к и ж е д е з - ! нодорожпок. п р и е т зп н на С ем ен о в -1 с в а х о с т р о у х в К о л ьс к о м з а л и в е ' (н ы н е з д с - ь н ач ал о первого п р и ч а ­ л а п и р са М I). Мы ель о соо р уж ен и и н а с е в е р е ; н езам ерзающ его порта со свободным вы ходом на м еж д ун ар одн ы ^ к о м м у ­ н и к а ц и и в о ж н ь м а ещ е в 1 8 0 0 го­ д у . Но о т с у т с тв и е сообщ ен и я с нпп- трозс с т р а н ы , незтіачп-е эк-оиомнче- ск-их р есу р со в сев ер а п н езасс.іо к- йость к р а я остан ови л и ц а р ск о е п р ав и т ел ь ств о от этого ш а г а . Мно­ ги е т о гд а сч и т ал и п о стр ой ку п о р и в М урмане- несвоеврем ен ной и н е ц е ­ лесообразней. Н епосредствен ны м толчком для со о р уж ен и я М урм ан ского п о рта и достр ой ки ж ел езн ой дарогн иослУ- ж п л а м и ровая вой на 1 0 1 4 — і 0 ! 8 годов, в р е зу л ь т а т е которой б ы л к о .т р з а п ы в ы х о д ы і:з Б а л т и й ск о го л Черного морей. С тро и тельство вел о сь н а с п е х , р а ­ бочую с и л у сю да д о ст ав л я л и через А р х а н ге л ь с к и д аж е через Н орве­ гию . П одвиж ной со с т ав , р е л ь сы , э к с к а в а т о р ы з а к у п а л и с ь и д о с т ав л я ­ ли сь из А м ер и к и . В Н орвегии и с ­ к у п а л и гвозди, ж елезо, б ур о в ую с т ал ь, моторы , б е п з ш . Б 1 0 1 « годѵ -приступили к п о ­ стройке д в у х п р и ч ал о в , а к весн е 3 9 1 7 года, когда М ур м ан ск был соешшеи р ельсовы м щ те-м с общ ей сетью железнодорожліых дорог, соо­ рудили еще три п р и ч а л а. К к о щ у 1 9 1 8 года построили е щ е ‘ .два п р и ­ чала и на атом соо р уж ен и е п р и ­ ч а л ьн о го ф ронта остан ови л ось. Од­ новременно с и к р сам и строи ли сь оклады, жилые д--ма. водопровод, виотростаиция и т. п. С удоремонт тогда .производился п л а в у ч и м и м а ­ стерскими. О 1 9 1 5 ей» l i l l ’S год порт с л у ­ жил почти исключительно л я нрг.о- аа гр у зо в ж елезной доросн. военн о­ го и морского крзомств . В летнюю а весеннюю н а в и г а ц и и 1 0 КЗ года здесь р а з г р у з и л о около ‘2(1 п а р о х о ­ дов. € 2 6 д ек аб р я 1 0 1 6 года по 1 7 гіі период а по]!? раоотал интенсив­ но и о сн овн ы м его н а з н а ч а е м б ы - 75 перевал ка. гр у зо в д л я арм ии и к - ю р в е п т о в . Г а з у м с е т с я , ни каки х. р а - 5от по уооверш онсгтвосапию и р а з ­ витию порта не производилось. И л о г т р о с и н ы о п р и ч а л ы , нр осев- ігіиіі м естам и н а с т и л , ул о ж е н н ы й •та к л е т к а х . раз; у ш е и н ы е ск л ад ы , 1 0 раз.ти чпы х к р ан о в, п р и вед ен н ы х в 'негодность. 3 4 п л а в у ч и е е д ш ш п ь : портового ф л о та, за т о п л е н н ы е н при селенны е в негодность— ©от н а ­ следство, которое остал ось после и нтервенци и . Но у ж е летом 1 0 2 0 года с о в е т ­ с к а я в л а с т ь н а ч а л а ве с ти р а зл и ч ­ ны е ■н аучн о-и сслед овательски е р аб о ­ т ы . в о с с т а н а в л и в а т ь хо зяй ство , з а ­ л е ч и в а т ь р ан ы . Пор г с тал п р и н и ­ м ать г р у з и из А р х а н г е л ь с к а , с п о б ер еж ья і: д а ж е из-за гр ан и ц ы . Б марте 1 9 2 1 года вп е р в ы е б ы ­ ла о р ган и зован а и о т п р а в л е н а из М урм ан ского порта к р у п н а я з в е р о ­ вой на а э к с л е д и ц т і в со став е ч е т ы ­ рех л с і о к о ш п л х пароходов, в Белое морс, а т а к ж е п е р в ая а р к т и ч е с к а я ( К а р с к а я ) эк сп ед и ц и я к y e n , ям к а р с к и х рек в составе л е д о к о л а ■ Л л п ш » и п я ти ір а н с л о р т л ы х . с у ­ дов. Вы л ов р ы б ы , переработан ной через М ур м ан ск и й п о р т , за год со­ ст ав и л 1 0 . 5 2 0 тони. Б ы л и в о с с т а ­ н о вл ен ы р е г у л я р н ы е р ей сы п ар о хо­ да «П ролетари й > вдоль М ур м ан ­ с к о ю п о береж ья . В том ж> году, пр ер валось кольцо »коно«іічес.к<ій блокады , и через п а т порт п о текли за гр ан и ч н ы е г р у з ы . Грузооборот за 1 0 2 1 год соттгавнл у ж о 1 0 4 . 3 8 2 тонны . В 1 0 2 -4 гиду порт посетило 5 ь 0 судов, в том числе 1 0 0 и н о стр ан ­ ных;. а грузооборот достиг 2 3 1 . 8 0 6 тонн. П р а в и т е л ь ст в о устан о в и л о ряд льгот для н а сел е н и я и н а ч а л о п о ­ о щ р и л . колони зацию . Число г уд о в, о т р а в л я е м ы х из М ур м ан ск а в А р к т и к у , у в е л и ч и в а ­ лось с к а ж д ы м годом. В 19 2 - 7 году из М ур м ан ск а о тп р авлен в А р к т и к у ледокол .-М алы гин для сп а сен и я М ія 1 9 1 7 горд порт переработав і оксн ед лц и л Нобиле. 6 3 , 5 0 0 тонн гп у зев. Зим ой ж е 1 9 - 1 7 года гр у зо вы е операции в порту почти -прекратились. В марте , Н ‘ 1'8 года к е к ы а е в в е т - еко-эеер овско о р ук о в о д ст во из М у р ­ м ан ск ого совета подготовило п р ед а­ т ел ь ск и й ш а г к сдаче М ур-м аш и н ­ тервентам. Норт и ж ел езн ая дорога б ы л и о б ’ я в л е д ы на осадном поло­ ж ени и ... Н а ч а л ю ь уси л ен н ое с т я г и ­ ван и е ш М ур ч а л и н о стр а н н ы х в о ­ о р у ж е н н ы х :с т л . й десь и н тер вен ты вел и по д го то вку г 2 а в г у с т а 1 0 1 8 года захуал д лш ,, А р х а н ге л ь с к , в ы с а ­ див .дег-датиыЙ^ргр яд, о т п і ш леи чьгіі из М ур м ан ск а. Т ак и м образом му-р- м-глгкяе с о о ы тд я п о сл уж и л и п о ход ­ ным г ѵ р к т о м для во ор уж ен н о й нн- тер ген ц п и на іевере Р осси и . Зозм уіщ ешш -* произволом бедо- гв а р д е й г е д а о к к у п а н т о в , рабочие и рыбаки у х о т т ш в і сры я л е с а , где об'едиюш-ЭТ) в п а р т и за н с к и е отря- ды в м л н . -борьбу за певобож деппп к р ая . В п е р в ы х чи слах октября 1 9 1 0 года и н т ер в ен т ы о стави л и М у р ­ м ан ск, a 2-t Совра-ДЯ 1 9 2 0 года- т у т произспіло ' во сстан и е 'рабочих, солдат и матросов, к оторы е <- п о ­ мощ ью Е р асноТ. Армии освободили .М урм анский порт Муірма® е л :б елогвардей цев и провоз- с тп гл а четверти гласи ли с о в е т с к у ю г,ласт; Т о ч н ы х да-нпых о работе. Грузооборот в этом году достиг 4 0 3 . 0 0 0 го н г. € 1 9 2 9 года, в с в я ­ зи с о т к р ы т о м ап ати тово й про- иы пдениос-тн, порт п о л у ч и л н о в ы й источник р азви ти я . А в 1 9 3 0 году, в свя зи с органи заци ей у г о л ь н ы х разработок н а Ш п и цбер гене, гр у зо ­ оборот зн ачи тел ьн о у в е л и ч и л с я и достиг 5 2 8 . 0 0 0 тони. Особенно бы стро п.пило р азви ти е порта после п ^ е щ е і ш я М ур м ан ск а то вар ищ ам и С тал и н ы м , К и р овы м и В орош и ловы м в июле 1 9 3 3 года. Проведена--? но и ни ци ати ве и под п ел ос р еа,•твен н ы м рУ к о ш с тв ом 1' л е я ІПи.] о н ов;гча Кирова нере- о 'з р ц о в з п и '’ и огрокн к р е п л е ­ ние техн и ч еск о й б із ы порта у ж е в 1 9 3 3 — 1 0 3 4 г о д ах позволило о т­ к а з а т ь с я от ледокольной к ам п ан и и на Б а л т и к е , я экспортно-импортны© гр у зы , пр оходи вш и е через Л ек ян гр ад. стал]- п р о п у ск ать ся і-ерез М урм ан - .’ -:ий порт. Б 1 0 3 4 год\ порт посетило 1 7 6 6 Г-ѴДоЗ. а Грузооборот ДОСТИГ 1 . 2 0 2 Ли л t тонн. ’ К о р е л я ы ч образом и зм ен и л ась к г и б л а я н р о м ы н ш н п о с т ь МурМ ана. Добыча р ы б ы , п ерераб отан н ой через в 1 0 3 7 году до- мил лиона- тонн. П остановлен и ем п р ав и т ел ь с тв а р. том порта же году Рыл вы д ел ен с а м о с то я т ел ь­ на вр ем я о к к у п а ц и и не им еется, н ы й р ы б н ы й порт. Т ак и м образом, ііставгоиися в торговом п о рту п р и ­ ч а л ь н ы й фронт н е с к о л ьк о со к р ат и л ­ с я , но пр од о лж ал р а с т и . С кл ад ск ое хо зя й ст во к к о н ц у 1 9 4 0 года п о ­ полни лось новы м и , больш им и , х о ­ рошо об ор удован ны м и бетон ны м и и ;>;ере в япн ым и помс щ е н и я м и . С вы делени ем рыбного порта з н а ­ чение торгового зіс у м ен ы п п л о сь . С 1 0 3 3 года А р к т и к у все. в больш ем к о л и ч естве стал и п о с е щ а т ь б р и тан ск и е суд а. В то ж е врем я со в етск и е суда т а к ж е возили гр узы в А р к т и к у ѵ: обратно. В 1 9 3 9 году из М ур м ан с к а в А р к т и к у было от­ п р авлен о 8 0 .0 0 0 тонн грузов. А из А р к ти к и в М ур м ан ски й порт 1 7 2 .G 8 6 т о н н н ш и ц б е р с е н с к л х и п е ­ ч е р с к и х уГЛен. В о й н а , р а зв я за н н а я ф аш и стск о й Герм ани ей в Е в р о п е, в ы зв а л а з а ­ т и ш ь е н а тор говы х м о р ж и х к о м м у ­ н и к а ц и я х и особенно на. с ев ер о -за­ п а д н ы х по сле о к к у п а ц и и Н орвегии. Б 1 0 4 1 году ги тл ер овск и е орды н а п а л и н а С о ветск и й Союз. Н ем ц ы с п е р в ы х дней бетиоло р в а л и с ь к М урманску), на-мереіваясь з а х в а т а т ь город л порт, чтобы отсю да про­ д в и гат ь с я в г л у б ь с т р а н ы . С евер н ы й В оенно-М орской Флот и ч а с т и К р асн ой А рм и и надеж н о -защ итили М ур м ан ск . В р а г н е п р о­ ш е л . С в я з ь с центром р егул яр н о н 11 дд('рж и ва л а с ь благодаря по с тр ойк и второй ж елезн ой дороги. Но и з-за со к р ащ е н и я р аб о т и в ц е л я х со х р а н е н и я ц ршИ го -оборудо­ в а н и я бы л а п р ои зведен а ч а с т и ч н а я э в а к у а ц и я этого о б о р уд о ван и я, и до к он ц а 1 9 4 1 годя п о р т и сп о л ьзо вал ­ ся тольк о для м е с т н ы х во и н ск и х перевозок, п и т а в ш и х фронт и флот. Многие п о р тови к и у ш л и на фронт, ч а с т ь лю дей перебросили в друпие порты Советского О л оза, а о с т а в ­ ш и еся зд есь ст ал и го т о ви т ь ся к обороне города. В д ек аб р е 1 0 4 1 года в п о рт н а - ч зл й п р и б ы в а т ь су д а сою зн и ков с военным и грудам и . П р и ш л о с ь з а л о ­ ви о р ган и зо ва л , работу порта и в то ж е вр ем я оборон яться от о ж е­ ст о ч е н н ы х бомбардировок н ш р и я - т ел ь ск о п а в и ац и и , т ак к а к вр аг, уб ед и вш и сь в н евозм ож ности з а х в а ­ т и т ь М ур м ан ск , п ы т а л с я р а зр у ш и т ь его с. в о зд ух а. I В п а м я т н ы й для м у р м а н ч а н день і •— 1 8 ию н я 1 0 4 2 г. ф а ш и с т ы ф у га с - ; ны м и и за ж и га т е л ь н ы м и бомбами ун и ч т о ж и л и п о ч т ® весь к о р то вы й рабочий городок, а в июле — н б о л ьш ую ч а с т ь с л у ж е б н ы х построек п о р т а. Однако гер ои чески м и У|си- ! аи ям и портови ков к к о н ц у 1 9 4 2 : г о іа работосп особность порта бы ла в больш ей ч а с т и в о сста н о в л ен а. И : сн о ва н а ч а л а с ь бесперебой ная пе- ; р евал к а грузо в, д о с т а в л я е м ы х союз- ; пи кам и . К ноябрю 1 9 4 3 года рабо- : тоспособность п о р т а бы л а доведена : до довоенного у р о вн я д % отнонде- ; л я п о с н ащ е н и я м ех ан и зац и ей п р е­ в ы ш а л а и д о в е д ш у ю . С ам о о тв ер ж ен н ы й т р у а портови ­ ков отм ечен ^ н с о к н ш п р а в и т с л ь - ! с т е н н ы м и наградам и . 3 5 0 человек I п олучи ли ордена и м едали С овет- I .'Кого Союза. С троительство и о б о р у д о в а ш е п орта в 1 0 4 4 го д / пр одо лж алось . одновременно с нрокедеп".пм боль- I іни х г р у зо в ы х операций, Н р о к л азы - : в а л и с ь и м ости ли сь н о в и с дороги, і в о с с та н а в л и в ал и сь и заново строи- , д я с ь с л у ж еб н ы е дома, монтйрова- лп сь новы е м ощ н ы е к р а н ы , строил- : ся водопровод. В р е з у л ь т а т е сво й I 3 0 -л е т п й й ю бп ..пн М ур м ан ски й порт I в с т р еч а ет в чи сле наиболее м ощ н ы х 1 портов С оветского С ою за. Группа рабочих нашего порта успешно закончила учебу на плвт- никоз. На снимке: инструктор плотников А. Е. РАССОЛОВ со своими учениками. Фото К . М ои сеева. Поставим технику безопасности на должную высоту П о ср авн ен ию ;< ч етв ер ты м к в а р ­ талом 1 9 4 4 года в нервом к в а р т а ­ ле 1 9 4 5 года н а ш зайод н а R 5 процентов сни зи л с л у ч а и т р а в м а ­ тизм а. К он ечн о, итого ещ е не, вполне достаточно, а поэтом у н у ж н о более упорно б ор оться с тр авм л ти зм ам н . чтобы н е и м еть нп одного н е с ч а с т ­ ного с л у ч а я . Д ля этого т р еб уе тся п о всед н евн ы й кон тр ол ь за соблю де­ нием б езо п асн ы х методов работы и т щ а т е л ь н ы й и н с т р у к т а ж р аб о ч и х . К сож ал ен и ю , н а ч а л ь н и к и ц ехов ѵ. м астер а до' си х пор с н ед о стато ч ­ ной сер ьезн о стью отн о сятся к т е х - р а то в. ОвсянпЕкова, ш ш я е д о . Ш те х н и к е безопасности тое.. Бастйбе- ва, главного механика Руневича и гт. В о л к о в а и Эсельсона энефппвѳ.' н а ч а л а н а в е р с т ы в а т ь упущшиое. На сегодня п о чти во всех, цехах .прове­ дена б о л ьш а я раб ота по смотру ох­ р аны т р уд а и техники безопасно-, стп . собрано много ценных рацио­ нали заторски х: предложений, на­ п р ав л ен н ы х на безопасность и оздо­ ровление труда. : ‘ Н а д н я х очередное заседание смотровой ком и сси и обсуждало . и утвер ж д ал о п р ед л о ж ен и я, вьшесея-. ! н и к е осзонас-пости. И н с т р у к т и р о в а - j нп с на рабочем месте прои зводи тся ; н е р егул я р н о , в ы п о л н е н и е у к а з а н и и • по т е х н и к е безопасности тож е д ал е­ ко н еуд овл етвор и тел ьн ое. Н априм ер, н а ч а л ь н и к м е х а н и ч е ­ ского н с х а тов. К р у м п л , н есм отря на н ео д н о кр атн ы е п р ед уп р еж д ен и я о том, что надо п р и в е с ти в порядок у м ы в а л ь н и к , до1 си х по р ни чего н е сделал. Н а ч а л ь н и к трубопроводного ц ех а то в. С аф онов до сего дн я не п р едо стави л а к т а о н есчастн ом с л у ­ ч а е , которы й п р ои зош ел ещ е 2 6 а п ­ р еля. Р аб о ч и е н еп о л н о стью у д о вл етво ­ р ены спецодеж дой. См отр о х р а н ы тр уда и т е х н и к и б езопасн ости в з а ­ воде н а ч а л с я с больш им опозданием. П р авда, сей ч а с к о м и сси я по. см отру в составе- главного и н ж ен е- н ы е ц е х о в ы м и к о м и сси ям и . Цеиі пр едл ож ен и я решено немедлешю вн едри ть в производство. П р ед сед атель ком и сси и тов. Ов­ ся н н и к о в сей час регулярно в а б л ю - дает за ходом см отра, даст консуль­ таци и п о во п р о сам б ы стр ейш его р а зв е р т ы в а н и я и проведения смотра. На заводе создана с п е ц и а л ь н а я ко-- I м и сси я по см отр у инструментально* I го хо з я й с т в а , к о то р ая занимается I проверкой с о с г о я а п я кнетрумекга, его к а ч е с т в а и при годности . П роведением этого смотра . мы н ад еем ся п о ст а в и т ь н а своем з а в о ­ де т е х н и к у безопасности и -меро­ пр и яти я п о оздоровлению т р уд а на долж ную высоту). М. ВАСИЛЬЕВ. Инженер по технике 6взо7" пасности. Продолжаем смотр охраны труда ■С н ач ал а смо.тра ох,раны т р уд а и т ех н и к и безопасн ости н а втором р ай о н е п р од елан а б о л ьш а я р абота. В проведен и и смотра в о в л е ч е н ы ш и р о к и е -м ассы рабочих, с л у ж а щ и х и оп ер ати вн и к ов, с по м ощ ью кото­ р ы х ч л е н ы к о м и сси и доби ли сь х о ­ р ош и х р езу л ь та т о в . За и с т е к ш е е вр ем я в ком и ссию н о см отр у п о ­ ступ и л о с в ы ш е 1 0 0 р а з л и ч н ы х у с т н ы х и п и с ь м е н н ы х предлож ен и й , б о л ьш а я ч а с т ь к о т о р ы х у ж е освое­ н а и пр оведен а в ж и зн ь. У н а с н ет н и одного рабочего м ест а н а п а р о хо д а х, п а б ер егу, на к р а н а х и в зд а н и я х , где бы комис­ сия н е проверила состояния дела и не приняла б ы мер по устране­ н ию в ы я в л е н н ы х н ед остатк ов. Мы за н и м ал и сь во п р осам и ж - м ол ьзо вая п я тр уда подростков, бе­ р ем ен н ы х ж ен щ и н . пр ом сан и тар н Е и со к р ащ ен и я с в е р х у р о ч н ы х работ. По у с к о л ь з н у л о or вн и м ан и я ко­ миссий. состояни е т а к е л а ж а и и н ­ с т р ум ен т а, э к с п л о а т а щ ія м ех ан и з­ мов, состоян и е ограж.деиИіц и з а ­ зем лени й , б езо пасн ость на ж ел езн о ­ д о р о ж н ы х nyjT-ir-x, си гн ал и зац и я с т. д. По всем этим во п р осам д ан ы к о н к р етн ы е предл ож ен и я, которы е потом о с у щ е с т в л я л и с ь черев е а - чальпика района. Например, на ка­ ту чих кранах и на- жслезнод^рбж- ных щ -тях установлены световые сигналы, -на портальных кранах, положены резиновые коврики для изоляции и, кроме того, крановщи- кп обеспечены резиновыми сапо­ гами. Работали мы по ш а н д . К а ж д ы й член комиссии знал свой ' участок, знал, когда, где и что надо сделать, и регулярно отчитывался перед ко-' миссией о проделанной работе. Правда, в последнее время рабо­ та заметно ослабла, до так каік- смотр продлен до 1 июня, мы широко поставили в известность об этом всю общественность района и прилагаем -силы к тому, чтобы , еще раз детально просмот­ реть каждый участок, выявить в устранить неполадки ц обе-спешчь хороший контроль за техникой бе­ зопасности н охраной труда да' бу- дудцге, М. БЕЛЯЕВ. Ответственный редактор __________________А. К. МУХИН. Т и погр аф и я «П о л я р н ая правда». ' З а к . 1966. Тир. 1000. UH01495.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz